12 ноября 2017

Программа воспитательной работы в классе казачьей направленности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.
Создание классов казачьей направленности вызвано необходимостью формирования у подростков чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков. На Кубани с давних времен уважаемы и поныне сохранены славные героические традиции казачьего войска.
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в крае образовательных учреждений казачьей направленности. Большое внимание уделяется подрастающему поколению, воспитанию в духе казачьих традиций. Актуальной остается проблема формирования национального этнического самосознания, научного, исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине – Кубани, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает программа «Нравственно-патриотическое воспитание средствами внеклассной работы в классе казачьей направленности». В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Вся воспитательная работа в классе казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:
• Человек - воспитание гуманности.
• Семья - первый коллектив ребенка.
• Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.
• Знания - поиск истины.
• Культура - воспитание духовности.
• Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.
• Земля-создание целостного образа мира.
• Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.
 Поэтому система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно- нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно - эстетическое, и трудовое воспитание.
С целью осуществления комплексного подхода в работе по усилению внимания к нравственно – патриотическому, этическому, правовому воспитанию школьников и решения постановления правительства РФ «О федеральной целевой программе поддержки казачьих обществ» от 21.07.99.» возникает необходимость в создании данной программы.
Вся воспитательная система работы класса строится на принципах, заложенных в Уставе МБОУ СОШ № 53, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью обучения и воспитания.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
 духовное и нравственное воспитание детей;
 формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе воспитания и обучения;
 выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих умелое сочетание казачьих традиций и инноваций в учебно-воспитательном процессе.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Воспитание духовно-нравственного и физически здорового поколения на основе исторических традиций России, родного края, казачества.
2. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.
3. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
4. Разработка и апробирование модели детского самоуправления .
5. Корректировка авторских и модифицированных программ педагогов, работающих в казачьем классе, для определения возможности повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
6. Проведение педагогического мониторинга воспитанности и обученности учащихся казачьего класса.
7. Воспитание потребностей знать историю и культуру своего края, фольклор и этнографию.
8. Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким людям, истории своей семьи. Привлечение учащихся к активной общественной работе на благо родного края, станицы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
            Проблема воспитания чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Воспитательная деятельность постоянно изменяется под воздействием большого числа факторов, как внутренних, так и внешних. Время обозначило необходимость поиска рациональных путей повышения эффективности воспитательного процесса.
В современных условиях использование имеющегося богатейшего опыта казачьего воспитания является одним из основных направлений в духовно-нравственном становлении молодежи, формировании гуманистических, социально- значимых ценностей и образцов гражданского поведения, толерантного сознания.
Открытие классов казачьей направленности предполагает создание благоприятной культурной среды для воспитания подрастающего поколения.
            1. Новизна программы заключается в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон деятельности учителя и ученика; разработке новых форм, методов и средств воспитательной работы в казачьих классах, постановке и решение новых педагогических задач.
            Сроки реализации программы рассчитаны на пять (5-9класс).
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
            В средствах, основанных на казачьих и народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние. Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.
            Функционирование органов ученического самоуправления в классах казачьей направленности – одно из звеньев казачьего воспитания.
            Жизнь класса строится на выполнении присяги, кодекса чести, правах и обязанностях казачат, Уставе школы и положении о казачьих классах.
            Очень много зависит от органов ученического самоуправления, которые способствуют:
 Развитию самостоятельности;
 Принятию и реализации управленческих решений;
 Объединение детей на основе объединения их интересов.
Реализация инновационных технологий по функционированию органов ученического самоуправления в классах казачьей направленности строится на следующих принципах:
1. Сотрудничество:
а) Общественные организации
б) Школа
в) Семья
 Казачье общество
 Совет ветеранов
 Общество воинов-интернационалистов
 Общество инвалидов

2. Сотворчество:
а)учитель
б)ученик
3. Свобода в выборе самостоятельных решений
4. Гармоничность в развитии личности ребенка
СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
а) Выпуск школьной газеты
б) Сотрудничество со станичной газетой «Трибуна»
в) Сотрудничество с каналами городского телевидения
г) Использование сети Интернет (создание школьного сайта казачьих классов)
д) Распространение передового опыта учителей на городских МО, семинарах
СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ
            Одним из важных направлений в деле решения задач, стоящих перед казачьим классом, является организация развития системы самоуправления казачьего класса.
            Под самоуправлением понимается возможность самими учащимися:
- планировать, организовывать свою деятельность и подводить её итоги;
- проводить интересные для самих учащихся мероприятия;
- пробовать себя в различных социальных ролях;
- испытать чувство ответственности за порученное дело и за свои поступки.
            Работу в органе самоуправления необходимо рассматривать как важнейшее условие для выработки у учащихся навыков управленческого труда, умения руководить коллективом, искусство аргументированного выступления перед аудиторией.
            Деятельность казачьего класса следует организовывать в соответствии с предложенной структурой самоуправления в казачьем классе.
            Возглавляет самоуправление класса казачий круг, в состав которого входят заместитель директора по УВР, классный руководитель, родительский комитет, атаман класса.
            Выборные собрания атамана класса, помощников атамана проводятся в торжественной обстановке с участием представителей городского и станичного казачьих обществ.
            Атаман класса, помощники избираются большинством голосов, путем открытого голосования на выборном собрании класса. Атаман и его помощники в пределах предоставленных им полномочий, согласно структуре самоуправления в казачьем классе, являются старшими. Атаман и его помощники в пределах предоставленных им полномочий, имеют право делать замечания остальным учащимся казачьих классов, а также требовать от них соблюдения дисциплины, общественного порядка и формы одежды, правил поведения и приветствия.
            Все помощники атамана входят в клуб лидеров, в обязанности которых входят: выпуск газет (редколлегия), организация досуга (отдел вожатых), осуществление контроля за дисциплиной и порядком. В клуб лидеров также входят куренные атаманы. Все учащиеся класса делятся на группы (курени).
            Учебно-воспитательная работа ведется таким образом, чтобы каждый ребенок опробовал свои силы в разнообразной деятельности. И коллектив движется вперед за счет развития и роста каждой личности и в рамках общего дела. Каждый ребенок может выступить в роли организатора, высказать свое мнение. Для того чтобы стимулировать саморазвитие учащихся казачьего класса, мы организовали соревнования между ребятами, они включают все стороны нашей жизни:
 Учеба,
 Дисциплина без замечаний,
 Участие в организации классных дел,
 Участие в спортивных соревнованиях,
 Посещение кружков и факультативов, спортивных секций,
 Знание и соблюдение казачьих заповедей,
 Участие в местном социуме.
             Подведение итогов проводится 2 раза в год (День защитника Отечества, завершение учебного года.
            Классный руководитель осуществляет воспитательную работу в соответствии с воспитательными задачами, осуществляет походы, поездки в музеи, театры.
При поступлении в казачий класс ребята принимают присягу казачат Кубанского казачьего войска на празднике «Посвящение в казачата». Данный обряд требует длительной кропотливой работы с юными казачатами. Изучаются заповеди казаков, клятва казачат, строевая подготовка. Приглашаются на праздник священник, атаман станичного казачьего общества, руководство школы, станицы, родители. Будущие казачата очень ответственно подходят к подготовке данного мероприятия. Казачата четко знают и чтят казачьи заповеди.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
            Мы живем на славной казачьей земле. Каждая травинка, песня, слово пропитаны ароматом свободы и степных трав. Воспитание на традициях Кубанского казачества позволяет детям познать и полюбить свой край, приобщиться к истокам родной культуры.
            Программа занятости учащихся казачьих классов разработана по 7 направлениям деятельности:
1. Спортивно-оздоровительное: казачья борьба, рукопашный бой; военно-спортивная игра «Зарница»; «Военно-спортивные дисциплины»
2. трудовое, экологическое: трудовые десанты, экологические конкурсы, профильный экологический лагерь, «Экология души» -тренинговые занятия по саморазвитию личности учащихся;
3. интеллектуально-познавательное: интеллектуальные игры, игровые тренинги, выставки детских работ, работа в школьном научном обществе, творческие конкурсы;
4. работа с активом: казачий круг;
5. работа в социуме: семья, Дом культуры, детская школа искусств;
6. редакционное: газета класса «КАЗАКИ»
7. духовно-эстетическое: фольклорный ансамбль, декоративно-прикладной кружок., отчетные концерты, «Основы православной культуры», «история и традиции Кубанского казачества».
Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах является патриотическое, экологическое, художественно-эстетическое, спортивное, пропаганда здорового образа жизни, взаимодействие с семьей, с общественными организациями. Для работы по этим основным направлениям в школе были разработаны воспитательные программы: «Отечество», «Экология», «Одаренные дети», «Здоровый образ жизни», «Семья».
             
ПРОГРАММЫ
ЗАДАЧИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Отечество»
Воспитание патриотических чувств к Родине и её гражданам, знакомство детей с
историей Кубанского казачества.

«Посвящение в казачата», военно-спортивная игра «Зарница», смотр строя и песни, уроки мужества, обязательное участие в станичных, городских, краевых конкурсах по казачьей тематике, военно-патриотический лагерь, День освобождения станицы, города от фашистских захватчиков, День Победы, операция «Бескозырка», тематические просмотры фильмов по истории, быту и фольклору Кубанского казачества.
«Экология»
Воспитание бережного отношения к родной природе
Экскурсии в природу, субботники по очистке водоёмов и общественных мест, выпуск экологических газет, лекции по пропаганде здорового образа жизни, создание бригад по оказанию помощи пернатым в зимний период, участие в акциях «Чистая школа», «Чистая станица», экологические конкурсы «Черное море», «Моя малая Родина», «Зеркало природы», экологический лагерь, экологическая тропа.
«Здоровый образ жизни»
Развитие физических способностей учеников, пропаганда здорового образа жизни.
Спортивно-развлекательные мероприятия, туристические походы и эстафеты, спортивные эстафеты и праздники, занятия в спортивных секциях, казачья борьба, рукопашный бой, военно-спортивная игра «Зарница», классные часы и беседы с приглашением специалистов, оказание немедленной медицинской помощи в полевых, экстремальных условиях, военно-полевые сборы, казачьи спортивные игры, военно-спортивный лагерь
«Одаренные дети»
Развитие любознательности, интеллектуальных способностей учеников, умение отстаивать свою точку зрения
Тематические вечера, встречи с казаками, праздничные концерты. Развлекательные мероприятия с использованием всех видов устного народного творчества, христианские праздники, участие в школьном научном обществе «Поиск», интеллектуальные игры, турниры, конкурсы знатоков, проблемно-дискуссионные игры.
«Семья»
Расширение контактов с семьей, приобщение родителей казачат к знаниям об исторических и культурных корнях казачества
Выступления казачат на родительских собраниях, организация и проведение совместных экскурсий по родному краю, посещение храмов, организация турпоходов, встреч с интересными людьми, казачьи посиделки, День матери – казачки (4декабря), День семьи, «Казачьему роду – нема переводу», родительские субботники.

В соответствии с данными программами был разработан план воспитательной работы, в котором отразились функции ученического самоуправления. В основу воспитательной работы был положен план реализации функционирования органов ученического самоуправления в классах казачьей направленност. Программа и план деятельности казачьего класса создает благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического, физического формирования личности учеников казачьего класса, всемерного роста их способностей и творческого потенциала.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ, РОДИТЕЛЬСКИМ, ШКОЛЬНЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ.
            Огромное внимание педагогический коллектив школы уделяет достижению взаимопонимания между школьными и домашними воспитателями.
Учителя приобретают в лице родителей добрых и надежных помощников, отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям.
Однако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимные желания к установлению истины, новый тип отношений, своеобразные правила отношения. С этой целью была разработана тематика родительского лектория.(круглый стол)

Тема
Сроки проведения
Ответственный
1
Взаимоотношения учеников с родителями
сентябрь
Кл.руководитель, психолог
2
Казачество
октябрь
Кл.руководитель, атаман, казачье общество
3
Здоровье
ноябрь
Кл.руководитель, врач уч.больницы
4
Совесть
декабрь
Кл.руководитель, психолог
5
Православные традиции и их роль в духовном становлении человека
февраль
Кл.руководитель, настоятель церкви
6
Наркомания
март
Кл.руководитель, специалист
7
Трудовое участие подростка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
апрель
Кл.руководитель,  
8
Создание условий, направленных на укрепление здоровья учащихся в летний период.
май
Кл.руководитель, зам. дир. по ВР

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Создание воспитывающей среды
 сплочение коллектива,
 формирование благоприятной эмоциональной атмосферы,
 включение в разнообразные виды деятельности
 развитие ученического самоуправления

Внешнее взаимодействие
 взаимодействие с педагогическим коллективом и семьей, другими организациями и учреждениями,
 взаимодействие со СМИ


Создавая казачьи классы, мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе.
            Реализация инновационной программы позволит сформировать духовно-нравственную, физически здоровую, общественно- активную личность, сознательно относящуюся к труду, народному достоянию, верную боевым и трудовым традициям России, родного края, казачества, преданную Отчизне, готовую к защите ее свободы и независимости.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Самым главным результатом должно стать сплочение казачат в дружный коллектив; улучшение работы органов самоуправления и расширения круга интересов воспитанников казачьих классов.
Результатом работы будет помощь воспитанникам казачьих классов в самореализации и социальной адаптации, формирование у воспитанников высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств.
            Идеальная модель выпускника казачьей направленности – это носитель национальных и общечеловеческих традиций, чувства патриотизма, любви к Родине, высоких нравственных ценностей. Выпускник – человек, для которого непреходящими ценностями являются Доброта (умение сопереживать, стремление помочь людям), Истина (умение объективно оценивать полученную информацию, доказать свою точку зрения, что сделает его свободным в выборе пути), чувство долга к своим корням (к дому, к школе, к своей стране).
            Реализация инновационной программы позволит сформировать духовно-нравственную, физически здоровую, общественно активную личность, сознательно относящуюся к труду, народному достоянию, верную боевым и трудовым традициям России, родного края, казачества, преданную Отчизне, готовую к защите ее свободы и независимости.
1. Цели
воспитание патриота Кубани, знающего, бережно относящегося и приумножающего ее культуру, природу, традиции;
формирование духовной зрелости и христианской нравственности юных кубанцев;
подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах России в духе военно-патриотических традиций кубанского казачества;
воспитание высоконравственной личности с активной гражданской позицией, способной отстаивать свои права и уважать права других;
развитие физически и морально здорового человека, впитавшего в себя лучшие достижения культуры своего народа.
Задачи :
- Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношения к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.
- Разработка методики поэтапного отслеживания результатов учебно-воспитательной работы в классах казачьей направленности.
- Корректировка авторских и авторизованных программ педагогов, работающих в казачьем классе для определения возможности повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
- Проведение педагогического мониторинга воспитанности и обученности учащихся казачьего класса.
Направления воспитательной работы:
Формирование нравственных качеств
Физическое совершенствование
Выявление и развитие творческих способностей
Формирование эстетических качеств
Активная жизненная позиция
Трудовое воспитание
Воспитательная задача:
            Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса.
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ:
            Коллективные дела, индивидуальная работа, контроль за питанием в школе, посещаемостью и успеваемостью, беседы о ЗОЖ и ОБЖ, создание ситуации успеха по преодолению негативных черт характера.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
            Индивидуальные консультации, беседы с родителями, работа с родительским комитетом, организация встреч с учителями-предметниками, родительские собрания.
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно
Еженедельно
В конце каждой четверти
В конце учебного года
1.Контроль посещаемости.
2.Контроль внешнего вида, сменной обуви и готовности к урокам.
3.Организация питания.
4.Работа с классным журналом.
1. Проведение классных часов.
2. Индивидуальная работа с детьми, консультации с родителями.
3. Проверка дневников.

1. Проведение классных родительских собраний.
2. Сдача отчетов по успеваемости и посещаемости.
3. Внеклассные и физкультурно-оздоровительные мероприятия вместе с родителями.
4. Посещение семей и детей, находящихся в трудных условиях
1. Проведение родительского собрания или дня открытых дверей по итогам года.
2. Сдача отчетной документации.
3. Заполнение личных дел.
4. Ремонт классного кабинета.

Работа с родителями:
Содержание работы
Ответственные
Дата проведения
Посещение на дому учащихся с целью ознакомления, помощи
Классный руководитель, учителя-предметники , психолог, социальный педагог
В течение года
Индивидуальные беседы с родителями
Помощь родителей в оформлении и подготовке к школьным мероприятиям
Анкетирование
Консультации учителей –предметников, социолога, психолога
Тематика открытых классных часов.
Месяц
Тема
Ответственные
Сентябрь
Всекубанский классный час «Имя Кубани»
«Да, были люди…» Отечественной войне 1812 года посвящается. Роль казачества в победе.
Классный руководитель
Октябрь
Праздник казачьей славы.
Классный руководитель
Ноябрь
День МАТЕРИ-КАЗАЧКИ
Классный руководитель
Декабрь
Кубань олимпийская. Герои олимпийских игр.
Классный руководитель
Январь
Казачья Удаль: традиции и обычаи. Атаманский час.
Классный руководитель
Февраль
Урок Мужества: Казачьим атаманам посвящается.
Классный руководитель
Март
Навстречу ОЛИМПИАДЕ. Герои зимних олимпийских игр
Классный руководитель
Апрель
Краснодар – Екатеринодар. Изучаем историю Кубани
Классный руководитель
Май
Помним дни былые…
Классный руководитель
Заповеди казачат.
1. Быть верными своей Родине.
2. С достоинством и честью нести звание казака.
3. Любить школу.
4. Быть честными и благородными во всем! Быть, а не казаться!
5. Быть добрыми, закалять свою волю.
6. Быть скромными, соблюдать приличие.
7. Чти старших, уважай старость. Помни! Власть стариков- не от силы, а от авторитета и от мудрости. Прислушивайся к слову бывалых и избежишь многих ошибок.
8. Погибай, а товарища выручай.
Так было всегда у казаков. Взаимная выручка- основа казачьего братства.
9. Будь трудолюбив. Не бездействуй. Живи своим трудом. Любое дело должно «гореть» в твоих руках.
10.Помни! По тебе судят обо всем казачестве.
- Не совершай дурных поступков и удерживай от них других.
- Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду.
- Избегай сквернословия.
- Будь примером в жизни своей и защити обиженного, накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...