ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.
Создание
классов казачьей направленности вызвано необходимостью формирования у подростков чувства ответственности за судьбы России, своего
родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях
наших предков. На Кубани с давних времен уважаемы и поныне сохранены славные
героические традиции казачьего войска.
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации
казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную
службу обусловили создание и все большее распространение в крае образовательных
учреждений казачьей направленности. Большое внимание уделяется подрастающему
поколению, воспитанию в духе казачьих традиций. Актуальной остается проблема
формирования национального этнического самосознания, научного, исторического
мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем
возрождения России, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине – Кубани,
лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.
Патриотическое
воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога. Оно
тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение
народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому
поколению. Решать эти задачи помогает программа «Нравственно-патриотическое
воспитание средствами внеклассной работы в классе казачьей направленности». В
ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности.
Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их
лучшие черты и качества. Вся воспитательная работа в классе казачьей
направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот
эти ценности:
• Человек - воспитание гуманности.
• Семья - первый коллектив ребенка.
• Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.
• Знания - поиск истины.
• Культура - воспитание духовности.
• Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего
народа.
• Земля-создание целостного образа мира.
• Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.
Поэтому
система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное
мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно-
нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно - эстетическое,
и трудовое воспитание.
С целью осуществления комплексного подхода в работе по
усилению внимания к нравственно – патриотическому, этическому, правовому
воспитанию школьников и решения постановления правительства РФ «О федеральной
целевой программе поддержки казачьих обществ» от 21.07.99.» возникает
необходимость в создании данной программы.
Вся
воспитательная система работы класса строится на принципах, заложенных в Уставе
МБОУ СОШ № 53, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с
разработанной моделью обучения и воспитания.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
духовное и нравственное воспитание детей;
формирование и развитие социально значимых ценностей,
гражданственности, патриотизма в процессе воспитания и обучения;
выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих умелое
сочетание казачьих традиций и инноваций в учебно-воспитательном процессе.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Воспитание духовно-нравственного и физически здорового
поколения на основе исторических традиций России, родного края, казачества.
2. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в
них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и
трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите
её свободы и независимости.
3. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
4. Разработка и апробирование модели детского самоуправления .
5. Корректировка авторских и модифицированных программ
педагогов, работающих в казачьем классе, для определения возможности повышения
эффективности учебно-воспитательного процесса.
6. Проведение педагогического мониторинга воспитанности и
обученности учащихся казачьего класса.
7. Воспитание потребностей знать историю и культуру своего
края, фольклор и этнографию.
8. Воспитание уважительного отношения к своим родным и близким
людям, истории своей семьи. Привлечение учащихся к активной общественной работе
на благо родного края, станицы.
АКТУАЛЬНОСТЬ
ПРОГРАММЫ
Проблема
воспитания чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Воспитательная
деятельность постоянно изменяется под воздействием большого числа факторов, как
внутренних, так и внешних. Время обозначило необходимость поиска рациональных
путей повышения эффективности воспитательного процесса.
В современных условиях использование имеющегося богатейшего
опыта казачьего воспитания является одним из основных направлений в
духовно-нравственном становлении молодежи, формировании гуманистических,
социально- значимых ценностей и образцов гражданского поведения, толерантного
сознания.
Открытие классов казачьей направленности предполагает создание
благоприятной культурной среды для воспитания подрастающего поколения.
1. Новизна
программы заключается в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон
деятельности учителя и ученика; разработке новых форм, методов и средств
воспитательной работы в казачьих классах, постановке и решение новых
педагогических задач.
Сроки
реализации программы рассчитаны на пять (5-9класс).
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В
КЛАССАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В средствах,
основанных на казачьих и народных традициях, заложены огромные возможности для
позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние. Казачье
воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие
социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе
воспитания и обучения.
Функционирование
органов ученического самоуправления в классах казачьей направленности – одно из
звеньев казачьего воспитания.
Жизнь класса
строится на выполнении присяги, кодекса чести, правах и обязанностях казачат,
Уставе школы и положении о казачьих классах.
Очень много
зависит от органов ученического самоуправления, которые способствуют:
Развитию самостоятельности;
Принятию и реализации управленческих решений;
Объединение детей на основе объединения их интересов.
Реализация
инновационных технологий по функционированию органов ученического
самоуправления в классах казачьей направленности строится на следующих
принципах:
1. Сотрудничество:
а) Общественные организации
б) Школа
в) Семья
Казачье общество
Совет ветеранов
Общество воинов-интернационалистов
Общество инвалидов
2. Сотворчество:
а)учитель
б)ученик
3. Свобода в выборе самостоятельных решений
4. Гармоничность в развитии личности ребенка
СПОСОБЫ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
а) Выпуск школьной газеты
б) Сотрудничество со станичной газетой «Трибуна»
в) Сотрудничество с каналами городского телевидения
г) Использование сети Интернет (создание школьного сайта
казачьих классов)
д) Распространение передового опыта учителей на городских МО,
семинарах
СТРУКТУРА
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Одним
из важных направлений в деле решения задач, стоящих перед казачьим классом,
является организация развития системы самоуправления казачьего класса.
Под
самоуправлением понимается возможность самими учащимися:
- планировать, организовывать свою деятельность и подводить её
итоги;
- проводить интересные для самих учащихся мероприятия;
- пробовать себя в различных социальных ролях;
- испытать чувство ответственности за порученное дело и за
свои поступки.
Работу в
органе самоуправления необходимо рассматривать как важнейшее условие для
выработки у учащихся навыков управленческого труда, умения руководить
коллективом, искусство аргументированного выступления перед аудиторией.
Деятельность
казачьего класса следует организовывать в соответствии с предложенной
структурой самоуправления в казачьем классе.
Возглавляет
самоуправление класса казачий круг, в состав которого входят заместитель
директора по УВР, классный руководитель, родительский комитет, атаман класса.
Выборные
собрания атамана класса, помощников атамана проводятся в торжественной
обстановке с участием представителей городского и станичного казачьих обществ.
Атаман
класса, помощники избираются большинством голосов, путем открытого голосования
на выборном собрании класса. Атаман и его помощники в пределах предоставленных
им полномочий, согласно структуре самоуправления в казачьем классе, являются
старшими. Атаман и его помощники в пределах предоставленных им полномочий,
имеют право делать замечания остальным учащимся казачьих классов, а также
требовать от них соблюдения дисциплины, общественного порядка и формы одежды,
правил поведения и приветствия.
Все помощники
атамана входят в клуб лидеров, в обязанности которых входят: выпуск газет
(редколлегия), организация досуга (отдел вожатых), осуществление контроля за
дисциплиной и порядком. В клуб лидеров также входят куренные атаманы. Все
учащиеся класса делятся на группы (курени).
Учебно-воспитательная
работа ведется таким образом, чтобы каждый ребенок опробовал свои силы в
разнообразной деятельности. И коллектив движется вперед за счет развития и
роста каждой личности и в рамках общего дела. Каждый ребенок может выступить в
роли организатора, высказать свое мнение. Для того чтобы стимулировать
саморазвитие учащихся казачьего класса, мы организовали соревнования между
ребятами, они включают все стороны нашей жизни:
Учеба,
Дисциплина без замечаний,
Участие в организации классных дел,
Участие в спортивных соревнованиях,
Посещение кружков и факультативов, спортивных секций,
Знание и соблюдение казачьих заповедей,
Участие в местном социуме.
Подведение итогов проводится 2 раза в год
(День защитника Отечества, завершение учебного года.
Классный
руководитель осуществляет воспитательную работу в соответствии с
воспитательными задачами, осуществляет походы, поездки в музеи, театры.
При поступлении в казачий класс ребята принимают присягу
казачат Кубанского казачьего войска на празднике «Посвящение в казачата».
Данный обряд требует длительной кропотливой работы с юными казачатами.
Изучаются заповеди казаков, клятва казачат, строевая подготовка. Приглашаются
на праздник священник, атаман станичного казачьего общества, руководство школы,
станицы, родители. Будущие казачата очень ответственно подходят к подготовке
данного мероприятия. Казачата четко знают и чтят казачьи заповеди.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И
МЕТОДЫ РАБОТЫ
Мы живем на
славной казачьей земле. Каждая травинка, песня, слово пропитаны ароматом
свободы и степных трав. Воспитание на традициях Кубанского казачества позволяет
детям познать и полюбить свой край, приобщиться к истокам родной культуры.
Программа
занятости учащихся казачьих классов разработана по 7 направлениям деятельности:
1. Спортивно-оздоровительное: казачья борьба,
рукопашный бой; военно-спортивная игра «Зарница»; «Военно-спортивные
дисциплины»
2. трудовое, экологическое: трудовые десанты,
экологические конкурсы, профильный экологический лагерь, «Экология души»
-тренинговые занятия по саморазвитию личности учащихся;
3. интеллектуально-познавательное: интеллектуальные
игры, игровые тренинги, выставки детских работ, работа в школьном научном
обществе, творческие конкурсы;
4. работа с активом: казачий круг;
5. работа в социуме: семья, Дом культуры, детская школа
искусств;
6. редакционное: газета класса «КАЗАКИ»
7. духовно-эстетическое: фольклорный
ансамбль, декоративно-прикладной кружок., отчетные концерты, «Основы
православной культуры», «история и традиции Кубанского казачества».
Основными направлениями воспитательной работы в казачьих
классах является патриотическое, экологическое, художественно-эстетическое,
спортивное, пропаганда здорового образа жизни, взаимодействие с семьей, с
общественными организациями. Для работы по этим основным направлениям в школе
были разработаны воспитательные программы: «Отечество», «Экология»,
«Одаренные дети», «Здоровый образ жизни», «Семья».
ПРОГРАММЫ
|
ЗАДАЧИ
|
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
|
Отечество»
|
Воспитание патриотических чувств к Родине и её гражданам,
знакомство детей с
историей Кубанского казачества.
|
«Посвящение в казачата», военно-спортивная игра «Зарница»,
смотр строя и песни, уроки мужества, обязательное участие в станичных,
городских, краевых конкурсах по казачьей тематике, военно-патриотический
лагерь, День освобождения станицы, города от фашистских захватчиков, День
Победы, операция «Бескозырка», тематические просмотры фильмов по истории,
быту и фольклору Кубанского казачества.
|
«Экология»
|
Воспитание бережного отношения к родной природе
|
Экскурсии в природу, субботники по очистке водоёмов и
общественных мест, выпуск экологических газет, лекции по пропаганде здорового
образа жизни, создание бригад по оказанию помощи пернатым в зимний период,
участие в акциях «Чистая школа», «Чистая станица», экологические конкурсы
«Черное море», «Моя малая Родина», «Зеркало природы», экологический лагерь,
экологическая тропа.
|
«Здоровый образ жизни»
|
Развитие физических способностей учеников, пропаганда
здорового образа жизни.
|
Спортивно-развлекательные мероприятия, туристические походы
и эстафеты, спортивные эстафеты и праздники, занятия в спортивных секциях,
казачья борьба, рукопашный бой, военно-спортивная игра «Зарница», классные
часы и беседы с приглашением специалистов, оказание немедленной медицинской
помощи в полевых, экстремальных условиях, военно-полевые сборы, казачьи
спортивные игры, военно-спортивный лагерь
|
«Одаренные дети»
|
Развитие любознательности, интеллектуальных способностей
учеников, умение отстаивать свою точку зрения
|
Тематические вечера, встречи с казаками, праздничные
концерты. Развлекательные мероприятия с использованием всех видов устного
народного творчества, христианские праздники, участие в школьном научном
обществе «Поиск», интеллектуальные игры, турниры, конкурсы знатоков,
проблемно-дискуссионные игры.
|
«Семья»
|
Расширение контактов с семьей, приобщение родителей казачат
к знаниям об исторических и культурных корнях казачества
|
Выступления казачат на родительских собраниях, организация и
проведение совместных экскурсий по родному краю, посещение храмов,
организация турпоходов, встреч с интересными людьми, казачьи посиделки, День
матери – казачки (4декабря), День семьи, «Казачьему роду – нема переводу»,
родительские субботники.
|
В соответствии с данными программами был разработан план
воспитательной работы, в котором отразились функции ученического самоуправления.
В основу воспитательной работы был положен план реализации функционирования
органов ученического самоуправления в классах казачьей направленност. Программа
и план деятельности казачьего класса создает благоприятные условия для
интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического, физического
формирования личности учеников казачьего класса, всемерного роста их
способностей и творческого потенциала.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ, РОДИТЕЛЬСКИМ, ШКОЛЬНЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ.
Огромное
внимание педагогический коллектив школы уделяет достижению взаимопонимания
между школьными и домашними воспитателями.
Учителя приобретают в лице родителей добрых и надежных
помощников, отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами и
подходами к детям.
Однако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы
взаимные желания к установлению истины, новый тип отношений, своеобразные
правила отношения. С этой целью была разработана тематика родительского
лектория.(круглый стол)
№
|
Тема
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
1
|
Взаимоотношения учеников с родителями
|
сентябрь
|
Кл.руководитель, психолог
|
2
|
Казачество
|
октябрь
|
Кл.руководитель, атаман, казачье общество
|
3
|
Здоровье
|
ноябрь
|
Кл.руководитель, врач уч.больницы
|
4
|
Совесть
|
декабрь
|
Кл.руководитель, психолог
|
5
|
Православные традиции и их роль в духовном становлении
человека
|
февраль
|
Кл.руководитель, настоятель церкви
|
6
|
Наркомания
|
март
|
Кл.руководитель, специалист
|
7
|
Трудовое участие подростка в жизни семьи. Его роль в
развитии работоспособности и личностных качеств.
|
апрель
|
Кл.руководитель,
|
8
|
Создание условий, направленных на укрепление здоровья
учащихся в летний период.
|
май
|
Кл.руководитель, зам. дир. по ВР
|
ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Создание
воспитывающей среды
сплочение коллектива,
формирование благоприятной эмоциональной атмосферы,
включение в разнообразные виды деятельности
развитие ученического самоуправления
|
Внешнее
взаимодействие
взаимодействие с педагогическим коллективом и семьей,
другими организациями и учреждениями,
взаимодействие со СМИ
|
Создавая казачьи классы, мы преследовали цель не только
возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества,
но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе.
Реализация
инновационной программы позволит сформировать духовно-нравственную, физически
здоровую, общественно- активную личность, сознательно относящуюся к труду,
народному достоянию, верную боевым и трудовым традициям России, родного края,
казачества, преданную Отчизне, готовую к защите ее свободы и независимости.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Самым главным
результатом должно стать сплочение казачат в дружный коллектив; улучшение
работы органов самоуправления и расширения круга интересов воспитанников
казачьих классов.
Результатом работы будет помощь воспитанникам казачьих классов
в самореализации и социальной адаптации, формирование у воспитанников высоких
гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств.
Идеальная
модель выпускника казачьей направленности – это носитель национальных и общечеловеческих
традиций, чувства патриотизма, любви к Родине, высоких нравственных ценностей.
Выпускник – человек, для которого непреходящими ценностями являются Доброта
(умение сопереживать, стремление помочь людям), Истина (умение объективно
оценивать полученную информацию, доказать свою точку зрения, что сделает его
свободным в выборе пути), чувство долга к своим корням (к дому, к школе, к
своей стране).
Реализация
инновационной программы позволит сформировать духовно-нравственную, физически
здоровую, общественно активную личность, сознательно относящуюся к труду,
народному достоянию, верную боевым и трудовым традициям России, родного края,
казачества, преданную Отчизне, готовую к защите ее свободы и независимости.
1. Цели
воспитание патриота Кубани,
знающего, бережно относящегося и приумножающего ее культуру, природу, традиции;
формирование духовной зрелости и
христианской нравственности юных кубанцев;
подготовка молодежи к службе в
Вооруженных силах России в духе военно-патриотических традиций кубанского
казачества;
воспитание высоконравственной
личности с активной гражданской позицией, способной отстаивать свои права и
уважать права других;
развитие физически и морально здорового человека, впитавшего в
себя лучшие достижения культуры своего народа.
Задачи :
- Развивать общественную
активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношения к труду и
народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения,
преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.
- Разработка методики поэтапного
отслеживания результатов учебно-воспитательной работы в классах казачьей
направленности.
- Корректировка авторских и
авторизованных программ педагогов, работающих в казачьем классе для определения
возможности повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
- Проведение педагогического мониторинга воспитанности и
обученности учащихся казачьего класса.
Направления воспитательной работы:
Формирование нравственных
качеств
Физическое совершенствование
Выявление и развитие творческих
способностей
Формирование эстетических
качеств
Активная жизненная позиция
Трудовое воспитание
Воспитательная задача:
Создание
условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их
совершенствования в условиях школьного образовательного процесса.
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ:
Коллективные
дела, индивидуальная работа, контроль за питанием в школе, посещаемостью и
успеваемостью, беседы о ЗОЖ и ОБЖ, создание ситуации успеха по преодолению
негативных черт характера.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Индивидуальные
консультации, беседы с родителями, работа с родительским комитетом, организация
встреч с учителями-предметниками, родительские собрания.
Циклограмма работы
классного руководителя
Ежедневно
|
Еженедельно
|
В конце каждой четверти
|
В конце учебного года
|
1.Контроль посещаемости.
2.Контроль внешнего вида, сменной обуви и готовности к
урокам.
3.Организация питания.
4.Работа с классным журналом.
|
1. Проведение классных часов.
2. Индивидуальная работа с детьми, консультации с
родителями.
3. Проверка дневников.
|
1. Проведение классных родительских собраний.
2. Сдача отчетов по успеваемости и посещаемости.
3. Внеклассные и физкультурно-оздоровительные мероприятия
вместе с родителями.
4. Посещение семей и детей, находящихся в трудных условиях
|
1. Проведение родительского собрания или дня открытых дверей
по итогам года.
2. Сдача отчетной документации.
3. Заполнение личных дел.
4. Ремонт классного кабинета.
|
Работа с родителями:
Содержание работы
|
Ответственные
|
Дата проведения
|
Посещение на дому учащихся с целью ознакомления, помощи
|
Классный руководитель, учителя-предметники , психолог,
социальный педагог
|
В течение года
|
Индивидуальные беседы с родителями
|
||
Помощь родителей в оформлении и подготовке к школьным
мероприятиям
|
||
Анкетирование
|
||
Консультации учителей –предметников, социолога, психолога
|
Тематика открытых
классных часов.
Месяц
|
Тема
|
Ответственные
|
Сентябрь
|
Всекубанский
классный час «Имя Кубани»
«Да, были люди…»
Отечественной войне 1812 года посвящается. Роль казачества в победе.
|
Классный руководитель
|
Октябрь
|
Праздник казачьей
славы.
|
Классный
руководитель
|
Ноябрь
|
День МАТЕРИ-КАЗАЧКИ
|
Классный
руководитель
|
Декабрь
|
Кубань олимпийская.
Герои олимпийских игр.
|
Классный
руководитель
|
Январь
|
Казачья Удаль:
традиции и обычаи. Атаманский час.
|
Классный
руководитель
|
Февраль
|
Урок Мужества:
Казачьим атаманам посвящается.
|
Классный
руководитель
|
Март
|
Навстречу ОЛИМПИАДЕ.
Герои зимних олимпийских игр
|
Классный
руководитель
|
Апрель
|
Краснодар –
Екатеринодар. Изучаем историю Кубани
|
Классный
руководитель
|
Май
|
Помним дни былые…
|
Классный
руководитель
|
Заповеди казачат.
1. Быть верными своей Родине.
2. С достоинством и честью нести звание казака.
3. Любить школу.
4. Быть честными и благородными во всем! Быть, а не казаться!
5. Быть добрыми, закалять свою волю.
6. Быть скромными, соблюдать приличие.
7. Чти старших, уважай старость. Помни! Власть стариков- не от
силы, а от авторитета и от мудрости. Прислушивайся к слову бывалых и избежишь
многих ошибок.
8. Погибай, а товарища выручай.
Так было всегда у казаков. Взаимная выручка- основа казачьего
братства.
9. Будь трудолюбив. Не бездействуй. Живи своим трудом. Любое
дело должно «гореть» в твоих руках.
10.Помни! По тебе судят обо всем казачестве.
- Не совершай дурных поступков и удерживай от них других.
- Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду.
- Избегай сквернословия.
- Будь примером в жизни своей и защити обиженного, накорми
голодного, не дай упасть слабому духом и телом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий