«Повесть о Горе-Злочастии» - древнерусское произведение, автор которого остался неизвестен, по времени своего возникновения относится предположительно к первой половине XVII века.
Знакомясь с Повестью, нужно обратить внимание на столкновение старозаветных моральных норм, проповедуемых старшим поколением, с тягой к личной свободе, свойственному молодому поколению XVII века. Конфликт отцов и детей обусловлен историческими условиями русской жизни. В образе доброго молодца автор воплотил черты молодого поколения, которое стало усваивать новые понятия о ценности человеческой личности.
Однако, позиция нового героя слаба, неустойчива, он еще не уверен в себе. И это определило его неудачу. Автор правдиво передает психологическое состояние молодого человека. Необходимо остановиться на анализе этого образа, раскрыть черты характера главного героя (стремление к самостоятельной жизни, деловитость, доверчивость и т.д.). Олицетворением враждебной силы является образ Горя-Злочастия, близкий к народной поэзии. В повести намечена и тема социальной несправедливости (картина жизни "босых", "нагих").
С произведениями фольклора повесть роднит ритмический склад речи, отдельные поэтические формулы, постоянные эпитеты, поэтические сравнения. Особое внимание следует обратить на язык произведения и на характер народного стиха.
К упомянутой повести идейно и тематически примыкает "Повесть о Савве Грудцыне", основу сюжета которой составляет рассказ о жизни купеческого сына Саввы Грудцына, представленный на широком историческом фоне. В повести упоминаются подлинно исторические лица (царь Михаил Федорович, боярин Стрешнев, боярин Шеин). Но предметом изображения в ней являются не исторические события, а жизнь молодого купеческого сына. При обрисовке жизненного уклада купеческой семьи проявляются элементы бытового реализма. Анализируя образ Саввы, необходимо подчеркнуть, что ему присущи типические черты молодого человека нового времени. Автор стремится раскрыть характер Саввы, указать на сложность сюжета, композиции, обилие действующих лиц, каждое их которых представляет собой законченный образ. Изучая повесть, нужно объяснить идейно-художественную функцию образа беса, показать сочетание традиционных книжных приемов и новаторских принципов изображения человеческого характера.
Интересный материал.
ОтветитьУдалить