12 ноября 2017

Правописание корней с чередованием гласных И-Е

Тема урока по русскому языку: «Правописание корней с чередованием гласных И-Е».
Цели: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: познакомиться с правописанием И–Е в корнях -бир-/-бер-;-дир-/ дер-; -мир-/-мер; -пир-/пер-; -тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-;-жиг-/-жег-
ПРАКТИЧЕСКИЕ: совершенствовать умение правильно писать слова с этими корнями; формировать орфографическую зоркость.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор.
ТИП УРОКА: Открытие нового знания.
ВИД УРОКА: Смешанного типа.
УЧИТЕЛЬ: Бархатова Екатерина Владимировна, русский язык.

План урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Основная часть урока
IV. Физкультминутка
V. Тренировочные упражнения
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
VII. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете её.
- Сегодня на уроке вы будете открывать новое знание. Как вы будете это делать? (Ответы детей.)
- Хорошо, я вас услышала.
2. Актуализация знаний
- Итак, с чего мы начнем? (Ответы детей.)
- Посмотрите на доску и выполните задание .
-Распределите слова в два столбика :з…ма, ф…нтан, тр…туар, трансп…рт, м…сной, п…сьмо, в…прос, м...рской.
зима
фонтан
мясной
тротуар
письмо
транспорт
морской
вопрос

-По какому  признаку  распределены  слова?(Данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные».)
- Подберите проверочные слова для слов в левом столбике. (Зима-зимний, мясной- мясо, письмо-письма, морской- море.)
- Ребята, что вы сейчас делали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением.)
- Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)
- Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов.)
-Следующее задание на внимательность:
          1. запирать, запереть, подпереть, перрон
          2. стелить, расстилать, застелить, пастила
   -  Вы должны найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.
Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. (Все слова одной строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.)
- Проверим. («Запирать», «запереть», «подпереть» - имеют общий компонент значения ‘запирать’, значит, лишнее слово «перрон»; во второй строке «стелить», «расстилать», «застелить» имеют общее значение ‘стелить’, а слово «пастила» - лишнее.)
По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:
- Итак, все слова однокоренные, кроме одного.
          1. запирать, запереть, подпереть, перрон
          2. стелить, расстилать, застелить, пастила
        Далее в строке остаются только слова с чередующимися гласными и выделенными корнями:      
          1. запирать, запереть, подпереть
          2. стелить, расстилать, застелить
 III. Основная часть урока.
            Объясните правописание гласных в корнях: - пир-/-пер-;-стил-/стел-(Корни вывешиваются на доску.)
- Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать?
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)
- Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях - пир-/-пер-;-стил-/стел-.)
- Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы будете пользоваться довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Чтобы вы сами назвали термин, предлагаю решить грамматическую арифметику:
Из слова «МАТЕМАТИКА» возьмем окончание
Из слова «СОВЕТОВАТЬ» возьмем суффикс
Из слова «НИЧТО» возьмем приставку
Из слова «ПОЕШЬ» возьмем корень
- Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)
- Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни? (Чередование - это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется - и складывается в единое целое: день и ночь - сутки; зима и лето - год...)
- Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение - вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно!
- Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (И и Е)
 Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях   - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-.)
- Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.
Учитель записывает на доске, учащиеся - в тетради:
        пер---------------------------------пир + а
        стел--------------------------------стил + а
        бер---------------------------------бир + а
        дер---------------------------------дир + а
        мер--------------------------------мир + а
        тер---------------------------------тир + а
        блест------------------------------блист + а
        жег  -------------------------------жиг + а
- А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило. (В корнях   - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-  пишется И , если за корнем следует суффикс А ,  пишется Е , если  нет  суффикса А.)
  -  Вы абсолютно правильно сформулировали правило. Молодцы!
IV.  Физкультминутка
V.  Тренировочные упражнения
- Ребята, у вас на столах лежат таблицы со словами с пропущенными буквами:

                                                           И  -    Е
Бл…стать
Бл…стеть
Прот…рать
Прот…реть
Зам…рать
Зам…реть
Расст…лать
Расст…лить
Изб…рать
Изб…ру

- Ребята, Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы.
После работы учащиеся проверяют выполненное задание по образцу Самостоятельная работа
 - Прочитайте слова на доске:
Выт….реть, ум…рать , пот…рать, зап…р,
Зам…реть, уб…рать,  приб…рём, уп…раться
- У вас на партах лежат карточки с таблицами:
пир
пер


тир
тер


мир
мер


бир
бер


- Впишите слова в нужные колонки, пользуясь алгоритмом определения гласной.
пир
пер
упираться
запер
тир
тер
потирать
вытереть
мир
мер
умирать
замереть
бир
бер
убирать
приберём
- Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
 Задание на повторение уже изученного с включением в него материала сегодняшнего урока.
- Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, что такое синонимы. (Синонимы - это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.)
- Верно. Потренируемся немного. Я вам буду предлагать слова - вы будете подбирать синонимы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.
добрый- душевный
бегемот- гиппопотам  
плакать- рыдать
- Молодцы! Итак: к сочетаниям слов подберите и запишите синонимы. Имейте в виду, что все получившиеся слова должны содержать в себе изучаемую орфограмму. Задание понятно? (Да.) Отвечать будете по цепочке.
Учитель читает сочетания слов, а учащиеся записывают синонимы.
Приводить в порядок - убирать
Держать взаперти - запереть
Притронуться -  прикоснуться
Затаить дыхание - замереть
Удалить лишнее - стереть
Коллекционировать – собирать
- Молодцы! Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!
VI.  Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней: - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-)
- Какую цель мы поставили на уроке?
- Достигли ее? Докажите
- В чем вы испытали затруднения?
- Что вам помогло их преодолеть?
- У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка - сомнение, красная карточка - отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
- Я знаю чередование гласных в корнях: - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-; -кас-/-кос-  )
- Я знаю, в каких случаях пишется И, в каких – Е.
- Я могу объяснить, от чего зависит написание И – Е  в данных корнях.
- В самостоятельной работе у меня все получилось.
- Я доволен своей работой на уроке.
Молодцы!
Домашнее задание:
Впишите в пустые графы по одному примеру, графически объясняя букву в корне.
тир
тер


мир
мер


дир
дер


жиг
жег


блист
блест

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...