Тема внеурочного занятия: Иконопись на Руси
Цель: формирование представлений о древнерусской иконописи; знакомство с творчеством Андрея Рублёва и Феофана Грека.
Задачи: научить воспринимать художественные идеалы и канон древней Руси; развивать умение вырабатывать собственную эстетическую оценку; воспитывать уважительное и бережное отношение к культурному наследию.
Основные понятия: авгарь, убрус, прориси, знаменщики, личники, доличники, сакральный, исихазм.
Персоналии: Алипий Печерский, Феофан Грек, Андрей Рублев.
План занятия:
1. Актуализация опорных знаний.
2. Мотивационно-целевой этап.
3. Изложение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
Ход внеурочного занятия
1. Актуализация опорных знаний.
Учащимся предлагается ответить на вопросы (Слайд 2):
- В чем особенности и назначение церковного искусства?
- Ответы учащихся
- Что такое икона?
- Ответы учащихся
2. Мотивационно-целевой этап
На прошлом занятии мы вы узнали об особенностях церковного искусства. Сегодня мы поговорим о возникновении церковного искусства, развитие которого тесно связано с историей христианства.
3. Изложение нового материала.
3.1 История появления иконописи.
- До разделения церквей иконопись была достоянием единой христианской церкви. После разделения церквей сложились свои особенности иконописи в католической и православной церкви.
Далее учащиеся записывают (С целью сделать Благую Весть более доступной и понятной Западное церковное искусство широко использовало скульптурное изображение Христа, Богородицы, ангелов, святых и икона превратилась в картину на религиозный сюжет). (Слайд 3)
Персоналии: Алипий Печерский, Феофан Грек, Андрей Рублев.
План занятия:
1. Актуализация опорных знаний.
2. Мотивационно-целевой этап.
3. Изложение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
Ход внеурочного занятия
1. Актуализация опорных знаний.
Учащимся предлагается ответить на вопросы (Слайд 2):
- В чем особенности и назначение церковного искусства?
- Ответы учащихся
- Что такое икона?
- Ответы учащихся
2. Мотивационно-целевой этап
На прошлом занятии мы вы узнали об особенностях церковного искусства. Сегодня мы поговорим о возникновении церковного искусства, развитие которого тесно связано с историей христианства.
3. Изложение нового материала.
3.1 История появления иконописи.
- До разделения церквей иконопись была достоянием единой христианской церкви. После разделения церквей сложились свои особенности иконописи в католической и православной церкви.
Далее учащиеся записывают (С целью сделать Благую Весть более доступной и понятной Западное церковное искусство широко использовало скульптурное изображение Христа, Богородицы, ангелов, святых и икона превратилась в картину на религиозный сюжет). (Слайд 3)
Учащиеся записывают (Основная идея Восточной церкви – поднятие самого человека до уровня духовного бытия. Проповедь Евангелия строилась по пути восхождения чувств и разума: от видимого к умозрительному, от изображения к символу, знаку. Икона стала символом, который способствует внутреннему созерцанию, искреннему общению с Богом.) (Слайд 4)
- От использования в храмах круглой скульптуры Византийская церковь отказалась еще в VII веке. Русь стала христианским государством в 988 году. После этого события иконы начинают писаться по византийскому образцу. Появление русской иконописи связано с переработкой византийских традиций.
Далее учащиеся записывают (Зарождение русской иконописи связано с иноком Киево-Печерского монастыря Алипия Печерского) (Слайд 5)
-Иконопись на Руси рассматривалась как подвиг. Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы в уединении, благословение духовного наставника. Алипий Печерский написал икону «Спас Нерукотворный». На иконе изображен лик Иисуса Христа, взгляд которого направлен на стоящего перед иконой (Слайд 6).
3.2 Русские иконописцы
- Сложились правила русской иконописи (Устойчивый набор сюжетов; типы изображение и композиционные схемы; применялись прориси (контурные кальки); иконы писали на сосне и липе; краски и масла должны быть натуральными) (Слайд 7)
- На Соборе Русской церкви были приняты требования к личностным качествам иконописца: смиренность, кроткость, скромность, бескорыстность и др. История сохранила не так много иконописцев Древней Руси. Причина тому соборность, то есть иконы не подписывали. Каждую икону писали несколько мастеров. От главного мастера зависел сакральный смысл изображения.
Далее учащиеся записывают (Знаменщики определяли основную композицию. Личники писали лики. Доличники – одежды и элементы внешней обстановки. Позолотчики покрывали золотом. Олифщики олифили) (Слайд 8)
- Несмотря на соборность иконописи, до нас дошли сведения о некоторых мастерах того времени.
3.3 Феофан Грек (около 1340 – после 1405 гг.)
- Феофан Грек расписал более 40 церквей в различных странах и городах. Он работал в Киеве, Великом Новгороде, Переяславле-Залесском, Коломне и Москве.
Далее учащиеся записывают (Исихазм – учение об обретении постоянного молитвенного состояния через непрерывную Иисусову молитву. В творчестве Феофана Грека ярко выражено сочетание аскетического самоуглубления с напряженным духовным поиском пути к Истине). (Слайд 9)
3.4 Андрей Рублев (около 1300/1370 – 1427 гг.)
- Сведений о жизни Андрея Рублева немного. Предположительно он появился в Москве. Совместно с Феофаном Греком в Благовещенском соборе Московского кремля он создал высокий иконостас, закрывающий от глаз полностью алтарь. Такой иконостас получил название «русский».
Далее учащиеся записывают (Андрей Рублев расписывал Успенский собор во Владимире, Троицкий храм в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве) (Слайд 10)
- В своей самой знаменитой иконе «Святая Троица» Рублев сосредотачивает внимание на единстве трех фигур, утверждаю догмат о Троичности Бога. Чаша с головой тельца символизирует Крестную Жертву Христа во искупление грехов всего человечества. (Слайд 11)
Далее учащиеся записываю (Произведения Андрея Рублева демонстрируют обретение Божественной Истины, растворение в Ней, согласие и гармонию).
4. Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала.
Для закрепления изученного материала учащимся предлагается найти исторические ошибки в тексте:
«Иконопись всегда отличалась. После разделения единой христианской церкви на западную и восточную, иконопись приобрела стандартные черты. Как в восточном, так и в западном христианстве использовались скульптурные изображения Христа, Богородицы, ангелов, святых и икона превратилась в картину на религиозный сюжет». (Слайд 12)
- От использования в храмах круглой скульптуры Византийская церковь отказалась еще в VII веке. Русь стала христианским государством в 988 году. После этого события иконы начинают писаться по византийскому образцу. Появление русской иконописи связано с переработкой византийских традиций.
Далее учащиеся записывают (Зарождение русской иконописи связано с иноком Киево-Печерского монастыря Алипия Печерского) (Слайд 5)
-Иконопись на Руси рассматривалась как подвиг. Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы в уединении, благословение духовного наставника. Алипий Печерский написал икону «Спас Нерукотворный». На иконе изображен лик Иисуса Христа, взгляд которого направлен на стоящего перед иконой (Слайд 6).
3.2 Русские иконописцы
- Сложились правила русской иконописи (Устойчивый набор сюжетов; типы изображение и композиционные схемы; применялись прориси (контурные кальки); иконы писали на сосне и липе; краски и масла должны быть натуральными) (Слайд 7)
- На Соборе Русской церкви были приняты требования к личностным качествам иконописца: смиренность, кроткость, скромность, бескорыстность и др. История сохранила не так много иконописцев Древней Руси. Причина тому соборность, то есть иконы не подписывали. Каждую икону писали несколько мастеров. От главного мастера зависел сакральный смысл изображения.
Далее учащиеся записывают (Знаменщики определяли основную композицию. Личники писали лики. Доличники – одежды и элементы внешней обстановки. Позолотчики покрывали золотом. Олифщики олифили) (Слайд 8)
- Несмотря на соборность иконописи, до нас дошли сведения о некоторых мастерах того времени.
3.3 Феофан Грек (около 1340 – после 1405 гг.)
- Феофан Грек расписал более 40 церквей в различных странах и городах. Он работал в Киеве, Великом Новгороде, Переяславле-Залесском, Коломне и Москве.
Далее учащиеся записывают (Исихазм – учение об обретении постоянного молитвенного состояния через непрерывную Иисусову молитву. В творчестве Феофана Грека ярко выражено сочетание аскетического самоуглубления с напряженным духовным поиском пути к Истине). (Слайд 9)
3.4 Андрей Рублев (около 1300/1370 – 1427 гг.)
- Сведений о жизни Андрея Рублева немного. Предположительно он появился в Москве. Совместно с Феофаном Греком в Благовещенском соборе Московского кремля он создал высокий иконостас, закрывающий от глаз полностью алтарь. Такой иконостас получил название «русский».
Далее учащиеся записывают (Андрей Рублев расписывал Успенский собор во Владимире, Троицкий храм в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве) (Слайд 10)
- В своей самой знаменитой иконе «Святая Троица» Рублев сосредотачивает внимание на единстве трех фигур, утверждаю догмат о Троичности Бога. Чаша с головой тельца символизирует Крестную Жертву Христа во искупление грехов всего человечества. (Слайд 11)
Далее учащиеся записываю (Произведения Андрея Рублева демонстрируют обретение Божественной Истины, растворение в Ней, согласие и гармонию).
4. Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала.
Для закрепления изученного материала учащимся предлагается найти исторические ошибки в тексте:
«Иконопись всегда отличалась. После разделения единой христианской церкви на западную и восточную, иконопись приобрела стандартные черты. Как в восточном, так и в западном христианстве использовались скульптурные изображения Христа, Богородицы, ангелов, святых и икона превратилась в картину на религиозный сюжет». (Слайд 12)
Комментариев нет:
Отправить комментарий