06 ноября 2017

Русский язык с увлечением

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(внеуроченная деятельность)
Русский язык с увлечением
Уровень образования (класс) ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5-8 КЛАСС
Количество часов :136 часов
Программа разработана учителем русского языка и литературы Бархатовой Е.В.
Пояснительная записка.
   1. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности на 2017 - 2021 учебный год разработана в соответствии с действующими нормативными правовыми актами:
 - Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования». 
      Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других. 
      Цель: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, развитию речи обучающихся, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
· обогащение словаря
· развитие устной и письменной речи
· работа над содержательной стороной слова
· активизация познавательных интересов
· развитие творческих способностей и мышления.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс- конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
   2. Общая характеристика учебного курса.
Курс «Русский язык с увлечением» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Данный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по основным разделам. Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников 5-8 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.
   3. Описание места курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 4 года (136 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-8-х классов.
   4. Личностные,  метапредметные, предметные результаты освоения курса «Русский язык с увлечением»(5-8 класс)
 Личностные результаты
·        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
·        эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
·        чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
·        любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
·        интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
·        интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
·        интерес к изучению языка;
·        осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
 Регулятивные УУД:
·        самостоятельно формулировать тему и цели урока;
·        составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
·        работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
·        в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
 Познавательные УУД:
·        перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
·        пользоваться словарями, справочниками;
·        осуществлять анализ и синтез;
·        устанавливать причинно-следственные связи;
·        строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
·        высказывать и обосновывать свою точку зрения;
·        слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
·        задавать вопросы.
Предметные результаты
· представление о роли русского языка
· освоение базовых понятий основных разделов лингвистики
· проведение лингвистичекого анализа слова
· осознание эстетической функции родного языка.
Таблица тематического распределения количества часов
Разделы, темы
Количество часов
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс

всего
1
Введение. Речь
-
-
1
2
3
2
Фонетика
11
5
-
-
17
3
Морфемика. Словообразование. Этимология
8
7
-
-
15
4
Графика. Орфоэпия. Орфография
8
4
5
6
23
5
Пунктуация
2
2
-
-
4
6
Лексика. Фразеология. Лексическая стилистика стилистика
4
7
7
-
18
7
Грамматика. Морфология. Синтаксис. Пунктуация
-
6
17
25
48
8
Речевой этикет. Культура речи
-
2
3
-
5
9
Итоговое занятие
1
1
1
1
4
Итого
34
34
34
34
136
   


5. Тематическое планирование.

5 класс
Тема раздела программы,
количество отводимых
учебных часов.
Основное содержание
материалы темы.
Характеристики основных видов деятельности учащихся.
Раздел 1. Фонетика (11ч)
Личностные результаты:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных   заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах;
- проводить сравнение, аналогии, обобщать.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
 -строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение и позицию
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков.
Разыгрывание немых сцен. Сказка “Мир без слов”. Звукоподражание и “теория ням-ням”. Игры “Добавки”, “Знаешь сам – расскажи нам”.
Тема 2. Знакомство с жителями страны слов –звуковичками
Игры “Слова – братья”, “Эстафета”. Разгадывание загадок. Сценка “Кто лишний”. Головоломка “Ягоды”. Рассказ “Снежные слова”.
Тема 3. Хитрые гласные.
Разгадывание загадок. Сценка “Кто лишний”.
Тема 4. К тайнам волшебных слов.
Сказка “Волшебные слова”. Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о   волшебных словах. Сценки “Когда слова теряют свою волшебную силу”.
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов
Сказка “Игры гномов”. Игры “Доброе – злое”, “Только хорошее”. Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Станы Слов.
Головоломка “Сколько родственников”. Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры “Назови по родству”, “Кто больше?”, “Цепочка слов”.
Тема 7. Чудесные превращения слов.
Сказка А. Шибаева “Буква заблудилась”. Игры “Весёлые буквы”, “Спрятавшееся слово”. Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8. В гости к Алфавиту.
Чтение отрывка из книги С.Маршака “Весёлое путешествие от А до Я”. Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида “Всё на А”. Сказка “Кутерьма”. Игры “Волшебный колодец”, “Помоги Р”.
Тема 9. К тайнам звуков и букв.
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка “Лесной карнавал”. Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги “Трудные буквы”.
Тема 10. Конкурс знатоков
Разгадывание загадок, шарад, ребусов
Тема 11. К словам – родственникам. Почему их так назвали?
Разгадывание загадок, шарад, ребусов

Словообразование (8ч.)
Тема 1. Сказочное царство слов
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка “Заколдованные   слова”
Тема 2. Путешествие в страну Слов
Игра на внимание “Исправь ошибки”.
Тема 3. Чудесные превращения слов
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова-синонимы.
Тема 4. В гостях у слов- родственников.
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова-синонимы.
Тема 5. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова
Разгадывание ребусов.
Тема 6. Новые слова в русском языке.
Разгадывание ребусов.
Тема 7. Крылатые слова
Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 8. Трудные слова
Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Орфоэпия. Орфография (8ч.)
Тема 1. Что такое орфоэпия?
Орфоэпия. Разгадывание загадок, шарад, ребусов
Тема 2. Собираем слова.
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка.
Тема 3. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.
Понятие о загадке, скороговорке.
Тема 4. Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра-соревнование « Кто больше слов знает на букву…
Игра-соревнование « Кто больше слов знает на букву…
Тема 5. Мягкий знак –въезд запрещен. но… не всегда!
Мягкий знак в словах. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка.
Тема 6. Звонкие и глухие «Одиночки».
Звонкие и глухие согласные. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка.
Тема 7. «Не лезьте за словом в карман!»
Фразеологизмы и их значение. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка.
Тема 8. Кто командует корнями?
Однородные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка.
Пунктуация (2ч.)
Тема 1. Запятая в предложениях
Простые и сложные предложения. Запятая между однородными членами предложения. Предложение с двумя грамматическими основами.
Тема 2. Знаки препинания при прямой речи
Прямая речь. Разыгрывание сценок
Лексика (4 ч.)
Тема 1. Имена вещей
Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов
Тема 2. О словарях энциклопедических и лингвистических
Понятие о энциклопедических и лингвистических словарях.
Тема 3. «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.
О словарях, которые рассказывают об истории слов.Прослушивание рассказов.
Тема 4. Древнерусские имена.
Рассказ-беседа об именах
Итоговое занятие (1 ч.)
КВН по русскому языку.
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.

6 класс
Тема раздела программы,
количество отводимых 
учебных часов.
Основное содержание
материалы темы.
Характеристики основных видов деятельности учащихся.
Фонетика (5ч)
Личностные результаты:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями   её реализации
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах;
- проводить сравнение, аналогии, обобщать.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
 -строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение и позицию
Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова
Фонетика как раздел  лингвистики. Звук как единица языка.
Тема 2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Объяснение с помощью элементов транскрипции осо­бенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Тема 3. Какова роль интонации в устной речи
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Овладение основными нормами построения текста; употребление языковых средств в текстах разных типов
Тема 4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном  мире
Тема 5. Конкурс Говорунов
Повторение изученного. Конкурс Говорунов
Морфемика. Словообразование. Этимология (7ч)
Тема 1.  О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Осмысление морфемы как значимой единицы языка.
Тема 2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Понятие о словообразовательном разборе и этимологическом анализе.
Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов
Тема 3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Контроль за усвоением навыков словообразовательного разбора и разбора слова по составу.
Тема 4. Этимология слов. Работа со словарями
Возможность исторических изменений  в структуре слова. Понятие об этимологии слов. Этимологический словарь.
Тема 5. Сказочные превращения
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Тема 6. Презентация творческих работ
Презентация творческих работ .Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном  мире
Тема 7. Конкурс «Пирамида», «Ступеньки»
Конкурс «Пирамида», «Ступеньки». Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном  мире
Графика. Орфография. Пунктуация (6ч)
Тема 1. Зачем нужно знать алфавит
Графика как раздел науки о языке.
Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Тема 2. В чём секрет правописания морфем
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Тема 3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Элементарный интонационный анализ предложения. Проведение анализа разнообразных синтаксических
конструкций и правильное употребление их в речи.
Тема 4. Не пером пишут – умом. Тайны письма
Письмо как одна из разновидностей текста. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном  мире
Тема 5. Презентация творческих работ
Презентация творческих работ. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном  мире
Тема 6. Конкурс «На одну букву»
Конкурс «На одну букву». Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном  мире.
Лексика. Фразеология (7ч)
Тема 1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Извлечение необходимой информации из лексических   словарей разных типов и использование ее в различных видах деятельности
Тема 2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте
Понятие о художественном описании. Виды описания: описание предмета, описание места, описание состояния человека, природы. Особенности строения описания интерьера.
Тема 3. О чём рассказывают фразеологизмы
Понятие о фразеологии как разделе лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы. Крылатые слова.
Тема 4.Фразеология в художественных произведениях.
Фразеологизмы с точки зрения происхождения: исконно русские  и заимствованные. Фразеологические  словари
Тема 5. Презентация творческих работ.
Происхождение фразеологизмов.
Извлечение необходимой информации из лексических   словарей разных типов и использование ее в различных видах деятельности
Тема 6. Конкурс «Омографы», «Омофоны», «Омонимы»
Повторение по теме «Омографы, омофоны и омонимы». Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном  мире
Тема 7. Викторина «Крылатые выражения»
Повторение по теме «Фразеологизмы». Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном  мире
Морфология. Синтаксис. (6ч)
Тема 1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи
Повторение морфологических признаков имени существительного, имени прилагательного.
Тема 2. В чём секрет глагола и его форм.
Глагол, его морфологические признаки. Постоянные и непостоянные признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. Экспрессивно-стилистическая роль глагола в нашей речи.
Тема 3. Как отличать грамматические омонимы.
Что такое омонимы.
Тема 4. Какими бывают предложения
Виды предложения.
Тема 5. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном  мире
Тема 6. Презентация творческих работ
Презентация творческих работ. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном  мире
Речевой этикет. (2ч)
Тема 1. Формулы речевого этикета.
Оценка собственной речи, а также речи окружающих с точки зрения соответствия ее нормам современного русского литературного языка и правилам речевого этикета.
Тема 2. Правила речевого этикета
Оценка собственной речи, а также речи окружающих с точки зрения соответствия ее нормам современного русского литературного языка и правилам речевого этикета.
Итоговое занятие(1ч)
Тема 1. Викторина «Юмористическая»
Викторина «Юмористическая». Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном  мире

7 класс
Тема раздела программы,
количество отводимых
учебных часов.
Основное содержание
материалы темы.
Характеристики основных видов деятельности учащихся.
Введение 1ч.
Личностные результаты:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах;
- проводить сравнение, аналогии, обобщать.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
 -строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение и позицию
Тема 1. Язык и речь - чудо из чудес
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.
Орфография 5ч.
Тема 1. Необычные правила.
Работа с некоторыми школьными правилами. создание новых формулировок правил
Тема 2. Путеводные звёзды орфографии.
Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.
Тема 3. Если матрёшки не откликнулись…
Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.
Тема 4. Ъ и Ь – смягчение иль разделение?
Использование знаков в тексте.   Конкурс-игра «Что там стоит?..»

Тема 5. Хитрый звук «йот»
Роль его в речи и на письме. Работа с текстом
Лексическая стилистика. 7 ч.
Тема 1. Слова-тёзки.
Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок
Тема 2. Различай и отличай.
Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения
Тема 3. Поиск нужного слова.
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»
Тема 4. Многословие.
Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»
Тема 5. Каламбур и многозначность.
Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем»
Тема 6. Тайно слово родилось.
Практическое занятие, определение, как рождаются слова
Тема 7. Судьба слова.
Лингвистические игры. «Происхождение слов»
Грамматика. Морфология и синтаксис(17 ч.)
Тема 1. Проще простого или сложнее сложного.
Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.
Тема 2. Согласуй меня и помни.
Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.
Тема 3. Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала
Тема 4. Наречие как часть речи.
Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото
Тема 5. Образование бывает разным.
Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач
Тема 6. Разряд, становись в ряд!
Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Кроссворды
Тема 7. Узнай меня по суффиксу!
Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках
Тема 8. Некогда или никогда?
Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»
Тема 9. Затруднительное состояние.
Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения
Тема 10. Служу всегда, служу везде, служу я в речи  и в письме.
Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом.
Тема 11. Употреби    меня со словом.
Конструкции с предлогом и без   предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..
Тема 12. То же, так же  иль за то?
Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»
Тема 13. Соединю простое в сложное.
Роль союзов в тексте. Построение текстов
Тема 14. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.
Разряды частиц. Игры на внимание.
Тема 15. Не могу не знать = я знаю!
Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста
Тема 16. Будешь вежлив ты со мной.
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
Тема 17. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Культура речи 3 ч.
Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел.
Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов
Тема 2. «Стильная речь»
Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых
Тема 3. Типы речи или типы в речи.
Работа с текстами, определение типов речи.
Итоговое занятие 1ч.
Защита проекта.
Работа с проектами.

8 класс
Тема раздела программы,
количество отводимых
учебных часов.
Основное содержание
материалы темы.
Характеристики основных видов деятельности учащихся.
Введение. Речь. 2ч.
Личностные результаты:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах;
- проводить сравнение, аналогии, обобщать.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
 -строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение и   позицию
Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел.
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов
Тема 2. Типы речи или типы в речи.
Работа с текстами, определение типов речи
Орфография. 6ч.
Тема 1. Необычные правила.
Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.
Тема 2. Н+Н=НН
Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.
Тема 3. Путеводные звёзды орфографии
Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.
Тема 4. Слитно, раздельно иль через дефис?
Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.
Тема 5. Не и Ни бывают в слове.
Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках.
Тема 6. Различай и отличай.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения.
Морфология. 5 ч.
Тема 7. Морфологическая семейка.
Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»
Тема 8. Тайна в имени твоём
Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры «Осенняя симфония»
Тема 9. Именная родня
Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем».
Тема 10. Братство глагольное.
Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова
Тема 11. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме
Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов».
Синтаксис и пунктуация.(29ч.)
Словосочетание. 2ч.
Тема 1. Сочетание или словосочетание?
Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.
Тема 2. Примыкай, управляй, согласуй…
Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий.
Итоговое занятие 1ч.
Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.
Простое предложение. 1 ч.
Тема 1. Это непростое простое предложение
Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.
Главные члены предложения. 2 ч.
Тема 1. Главнее главного.
Подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач.
Тема 2. Действую по-разному.
Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?»
Второстепенные члены предложения. 2 ч.
Тема 1. Определяй и дополняй.
Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.
Тема 2. Где? Когда?   Куда? Откуда?
Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом.
Односоставные предложения. 2 ч.
Тема 1.Назывные именные.
Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.
Тема 2. Личные отличные.
Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения
Предложения с однородными членами. 2 ч.
Тема 1. Тройное доказательство родства.
Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.
Тема 2. Соединю родных и разделю
Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди   несоответствие»
Предложения с обращениями. 1ч.
Тема 1.  Обратись ко мне красиво!
Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.
Предложения с вводными конструкциями. 2 ч.
Тема 1. Водные или вводные.
Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание
Тема 2. Сочетай, конструируй и вставляй.
Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..»
Предложения с обособленными членами предложения. 3 ч.
Тема 1.  Обособим мы тебя.
Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом
Тема 2. Квадратное   обособление.
Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения.
Тема 3. Распространённые одиночки.
Обособление приложения, распространённого и нераспространённого. Решение кроссвордов.
Прямая и косвенная речь. 2 ч.
Тема 1. Скажи прямо, не молчи…
Строение прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.
Тема 2. Косвенно чужая речь.
Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи.
Итоговое занятие 1ч.
Защита проекта
Олимпиада по русскому языку.

6. Планируемые результаты.
 - Учащиеся получат представление о языке как национальном достоянии и неотъемлемой части мировой культуры,
 - приобретут  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 - интерес к изучению языка;
 - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- учащиеся получат начальные представления об истории происхождения слов и устойчивых оборотов;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего портфолио,
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- получат представление о структуре публичного выступления;
- приобретут навыки в умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.

Список литературы.
1.Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл.-М.: Просвещение, 2012.
2.Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995.
3.Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.
4.Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.
5. Эл.ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса  русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ru
6.Российский образовательный портал  //www.school.edu.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...