РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(внеуроченная деятельность)
Русский язык с увлечением
Уровень образования (класс) ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 5-8 КЛАСС
Количество часов :136 часов
Программа разработана учителем русского языка и литературы Бархатовой Е.В.
Пояснительная записка.
1. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности на 2017 - 2021 учебный год разработана в соответствии с действующими нормативными правовыми актами:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования».
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования».
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, развитию речи обучающихся, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
· обогащение словаря
· развитие устной и письменной речи
· работа над содержательной стороной слова
· активизация познавательных интересов
· развитие творческих способностей и мышления.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс- конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
2. Общая характеристика учебного курса.
Курс «Русский язык с увлечением» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Данный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по основным разделам. Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников 5-8 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.
3. Описание места курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 4 года (136 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-8-х классов.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Русский язык с увлечением»(5-8 класс)
Личностные результаты
· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
· интерес к изучению языка;
· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· самостоятельно формулировать тему и цели урока;
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· пользоваться словарями, справочниками;
· осуществлять анализ и синтез;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы.
Предметные результаты
· представление о роли русского языка
· освоение базовых понятий основных разделов лингвистики
· проведение лингвистичекого анализа слова
· осознание эстетической функции родного языка.
Таблица тематического распределения количества часов
№
|
Разделы, темы
|
Количество часов
| ||||
5 класс
|
6 класс
|
7 класс
|
8 класс
|
всего
| ||
1
|
Введение. Речь
|
-
|
-
|
1
|
2
|
3
|
2
|
Фонетика
|
11
|
5
|
-
|
-
|
17
|
3
|
Морфемика. Словообразование. Этимология
|
8
|
7
|
-
|
-
|
15
|
4
|
Графика. Орфоэпия. Орфография
|
8
|
4
|
5
|
6
|
23
|
5
|
Пунктуация
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
6
|
Лексика. Фразеология. Лексическая стилистика стилистика
|
4
|
7
|
7
|
-
|
18
|
7
|
Грамматика. Морфология. Синтаксис. Пунктуация
|
-
|
6
|
17
|
25
|
48
|
8
|
Речевой этикет. Культура речи
|
-
|
2
|
3
|
-
|
5
|
9
|
Итоговое занятие
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Итого
|
34
|
34
|
34
|
34
|
136
|
5. Тематическое планирование.
5 класс
Тема раздела программы,
количество отводимых
учебных часов.
|
Основное содержание
материалы темы.
|
Характеристики основных видов деятельности учащихся.
|
Раздел 1. Фонетика (11ч)
|
Личностные результаты:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах;
- проводить сравнение, аналогии, обобщать.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение и позицию
| |
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков.
|
Разыгрывание немых сцен. Сказка “Мир без слов”. Звукоподражание и “теория ням-ням”. Игры “Добавки”, “Знаешь сам – расскажи нам”.
| |
Тема 2. Знакомство с жителями страны слов –звуковичками
|
Игры “Слова – братья”, “Эстафета”. Разгадывание загадок. Сценка “Кто лишний”. Головоломка “Ягоды”. Рассказ “Снежные слова”.
| |
Тема 3. Хитрые гласные.
|
Разгадывание загадок. Сценка “Кто лишний”.
| |
Тема 4. К тайнам волшебных слов.
|
Сказка “Волшебные слова”. Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки “Когда слова теряют свою волшебную силу”.
| |
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов
|
Сказка “Игры гномов”. Игры “Доброе – злое”, “Только хорошее”. Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
| |
Тема 6. К несметным сокровищам Станы Слов.
|
Головоломка “Сколько родственников”. Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры “Назови по родству”, “Кто больше?”, “Цепочка слов”.
| |
Тема 7. Чудесные превращения слов.
|
Сказка А. Шибаева “Буква заблудилась”. Игры “Весёлые буквы”, “Спрятавшееся слово”. Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
| |
Тема 8. В гости к Алфавиту.
|
Чтение отрывка из книги С.Маршака “Весёлое путешествие от А до Я”. Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида “Всё на А”. Сказка “Кутерьма”. Игры “Волшебный колодец”, “Помоги Р”.
| |
Тема 9. К тайнам звуков и букв.
|
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка “Лесной карнавал”. Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги “Трудные буквы”.
| |
Тема 10. Конкурс знатоков
|
Разгадывание загадок, шарад, ребусов
| |
Тема 11. К словам – родственникам. Почему их так назвали?
|
Разгадывание загадок, шарад, ребусов
| |
Словообразование (8ч.)
| ||
Тема 1. Сказочное царство слов
|
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка “Заколдованные слова”
| |
Тема 2. Путешествие в страну Слов
|
Игра на внимание “Исправь ошибки”.
| |
Тема 3. Чудесные превращения слов
|
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова-синонимы.
| |
Тема 4. В гостях у слов- родственников.
|
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова-синонимы.
| |
Тема 5. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова
|
Разгадывание ребусов.
| |
Тема 6. Новые слова в русском языке.
|
Разгадывание ребусов.
| |
Тема 7. Крылатые слова
|
Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
| |
Тема 8. Трудные слова
|
Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
| |
Орфоэпия. Орфография (8ч.)
| ||
Тема 1. Что такое орфоэпия?
|
Орфоэпия. Разгадывание загадок, шарад, ребусов
| |
Тема 2. Собираем слова.
|
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка.
| |
Тема 3. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.
|
Понятие о загадке, скороговорке.
| |
Тема 4. Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра-соревнование « Кто больше слов знает на букву…
|
Игра-соревнование « Кто больше слов знает на букву…
| |
Тема 5. Мягкий знак –въезд запрещен. но… не всегда!
|
Мягкий знак в словах. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка.
| |
Тема 6. Звонкие и глухие «Одиночки».
|
Звонкие и глухие согласные. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка.
| |
Тема 7. «Не лезьте за словом в карман!»
|
Фразеологизмы и их значение. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка.
| |
Тема 8. Кто командует корнями?
|
Однородные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка.
| |
Пунктуация (2ч.)
| ||
Тема 1. Запятая в предложениях
|
Простые и сложные предложения. Запятая между однородными членами предложения. Предложение с двумя грамматическими основами.
| |
Тема 2. Знаки препинания при прямой речи
|
Прямая речь. Разыгрывание сценок
| |
Лексика (4 ч.)
| ||
Тема 1. Имена вещей
|
Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов
| |
Тема 2. О словарях энциклопедических и лингвистических
|
Понятие о энциклопедических и лингвистических словарях.
| |
Тема 3. «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.
|
О словарях, которые рассказывают об истории слов.Прослушивание рассказов.
| |
Тема 4. Древнерусские имена.
|
Рассказ-беседа об именах
| |
Итоговое занятие (1 ч.)
| ||
КВН по русскому языку.
|
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.
|
6 класс
Тема раздела программы,
количество отводимых
учебных часов.
|
Основное содержание
материалы темы.
|
Характеристики основных видов деятельности учащихся.
|
Фонетика (5ч)
|
Личностные результаты:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах;
- проводить сравнение, аналогии, обобщать.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение и позицию
| |
Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова
|
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка.
| |
Тема 2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
|
Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
| |
Тема 3. Какова роль интонации в устной речи
|
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Овладение основными нормами построения текста; употребление языковых средств в текстах разных типов
| |
Тема 4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
|
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире
| |
Тема 5. Конкурс Говорунов
|
Повторение изученного. Конкурс Говорунов
| |
Морфемика. Словообразование. Этимология (7ч)
| ||
Тема 1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
|
Словообразующие и формообразующие морфемы. Осмысление морфемы как значимой единицы языка.
| |
Тема 2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
|
Понятие о словообразовательном разборе и этимологическом анализе.
Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов
| |
Тема 3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
|
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Контроль за усвоением навыков словообразовательного разбора и разбора слова по составу.
| |
Тема 4. Этимология слов. Работа со словарями
|
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии слов. Этимологический словарь.
| |
Тема 5. Сказочные превращения
|
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
| |
Тема 6. Презентация творческих работ
|
Презентация творческих работ .Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире
| |
Тема 7. Конкурс «Пирамида», «Ступеньки»
|
Конкурс «Пирамида», «Ступеньки». Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире
| |
Графика. Орфография. Пунктуация (6ч)
| ||
Тема 1. Зачем нужно знать алфавит
|
Графика как раздел науки о языке.
Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
| |
Тема 2. В чём секрет правописания морфем
|
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
| |
Тема 3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
|
Элементарный интонационный анализ предложения. Проведение анализа разнообразных синтаксических
конструкций и правильное употребление их в речи.
| |
Тема 4. Не пером пишут – умом. Тайны письма
|
Письмо как одна из разновидностей текста. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире
| |
Тема 5. Презентация творческих работ
|
Презентация творческих работ. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире
| |
Тема 6. Конкурс «На одну букву»
|
Конкурс «На одну букву». Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
| |
Лексика. Фразеология (7ч)
| ||
Тема 1. На какие группы делится словарный состав русского языка
|
Извлечение необходимой информации из лексических словарей разных типов и использование ее в различных видах деятельности
| |
Тема 2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте
|
Понятие о художественном описании. Виды описания: описание предмета, описание места, описание состояния человека, природы. Особенности строения описания интерьера.
| |
Тема 3. О чём рассказывают фразеологизмы
|
Понятие о фразеологии как разделе лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы. Крылатые слова.
| |
Тема 4.Фразеология в художественных произведениях.
|
Фразеологизмы с точки зрения происхождения: исконно русские и заимствованные. Фразеологические словари
| |
Тема 5. Презентация творческих работ.
|
Происхождение фразеологизмов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей разных типов и использование ее в различных видах деятельности
| |
Тема 6. Конкурс «Омографы», «Омофоны», «Омонимы»
|
Повторение по теме «Омографы, омофоны и омонимы». Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире
| |
Тема 7. Викторина «Крылатые выражения»
|
Повторение по теме «Фразеологизмы». Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире
| |
Морфология. Синтаксис. (6ч)
| ||
Тема 1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи
|
Повторение морфологических признаков имени существительного, имени прилагательного.
| |
Тема 2. В чём секрет глагола и его форм.
|
Глагол, его морфологические признаки. Постоянные и непостоянные признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. Экспрессивно-стилистическая роль глагола в нашей речи.
| |
Тема 3. Как отличать грамматические омонимы.
|
Что такое омонимы.
| |
Тема 4. Какими бывают предложения
|
Виды предложения.
| |
Тема 5. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
|
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире
| |
Тема 6. Презентация творческих работ
|
Презентация творческих работ. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире
| |
Речевой этикет. (2ч)
| ||
Тема 1. Формулы речевого этикета.
|
Оценка собственной речи, а также речи окружающих с точки зрения соответствия ее нормам современного русского литературного языка и правилам речевого этикета.
| |
Тема 2. Правила речевого этикета
|
Оценка собственной речи, а также речи окружающих с точки зрения соответствия ее нормам современного русского литературного языка и правилам речевого этикета.
| |
Итоговое занятие(1ч)
| ||
Тема 1. Викторина «Юмористическая»
|
Викторина «Юмористическая». Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире
|
7 класс
Тема раздела программы,
количество отводимых
учебных часов.
|
Основное содержание
материалы темы.
|
Характеристики основных видов деятельности учащихся.
|
Введение 1ч.
|
Личностные результаты:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах;
- проводить сравнение, аналогии, обобщать.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение и позицию
| |
Тема 1. Язык и речь - чудо из чудес
|
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.
| |
Орфография 5ч.
| ||
Тема 1. Необычные правила.
|
Работа с некоторыми школьными правилами. создание новых формулировок правил
| |
Тема 2. Путеводные звёзды орфографии.
|
Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.
| |
Тема 3. Если матрёшки не откликнулись…
|
Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.
| |
Тема 4. Ъ и Ь – смягчение иль разделение?
|
Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»
| |
Тема 5. Хитрый звук «йот»
|
Роль его в речи и на письме. Работа с текстом
| |
Лексическая стилистика. 7 ч.
| ||
Тема 1. Слова-тёзки.
|
Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок
| |
Тема 2. Различай и отличай.
|
Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения
| |
Тема 3. Поиск нужного слова.
|
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»
| |
Тема 4. Многословие.
|
Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»
| |
Тема 5. Каламбур и многозначность.
|
Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем»
| |
Тема 6. Тайно слово родилось.
|
Практическое занятие, определение, как рождаются слова
| |
Тема 7. Судьба слова.
|
Лингвистические игры. «Происхождение слов»
| |
Грамматика. Морфология и синтаксис(17 ч.)
| ||
Тема 1. Проще простого или сложнее сложного.
|
Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.
| |
Тема 2. Согласуй меня и помни.
|
Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.
| |
Тема 3. Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
|
Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала
| |
Тема 4. Наречие как часть речи.
|
Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото
| |
Тема 5. Образование бывает разным.
|
Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач
| |
Тема 6. Разряд, становись в ряд!
|
Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Кроссворды
| |
Тема 7. Узнай меня по суффиксу!
|
Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках
| |
Тема 8. Некогда или никогда?
|
Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»
| |
Тема 9. Затруднительное состояние.
|
Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения
| |
Тема 10. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.
|
Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом.
| |
Тема 11. Употреби меня со словом.
|
Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..
| |
Тема 12. То же, так же иль за то?
|
Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»
| |
Тема 13. Соединю простое в сложное.
|
Роль союзов в тексте. Построение текстов
| |
Тема 14. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.
|
Разряды частиц. Игры на внимание.
| |
Тема 15. Не могу не знать = я знаю!
|
Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста
| |
Тема 16. Будешь вежлив ты со мной.
|
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
| |
Тема 17. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»
|
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
| |
Культура речи 3 ч.
| ||
Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел.
|
Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов
| |
Тема 2. «Стильная речь»
|
Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых
| |
Тема 3. Типы речи или типы в речи.
|
Работа с текстами, определение типов речи.
| |
Итоговое занятие 1ч.
| ||
Защита проекта.
|
Работа с проектами.
|
8 класс
Тема раздела программы,
количество отводимых
учебных часов.
|
Основное содержание
материалы темы.
|
Характеристики основных видов деятельности учащихся.
|
Введение. Речь. 2ч.
|
Личностные результаты:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах;
- проводить сравнение, аналогии, обобщать.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение и позицию
| |
Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел.
|
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов
| |
Тема 2. Типы речи или типы в речи.
|
Работа с текстами, определение типов речи
| |
Орфография. 6ч.
| ||
Тема 1. Необычные правила.
|
Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.
| |
Тема 2. Н+Н=НН
|
Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.
| |
Тема 3. Путеводные звёзды орфографии
|
Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.
| |
Тема 4. Слитно, раздельно иль через дефис?
|
Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.
| |
Тема 5. Не и Ни бывают в слове.
|
Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках.
| |
Тема 6. Различай и отличай.
|
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения.
| |
Морфология. 5 ч.
| ||
Тема 7. Морфологическая семейка.
|
Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»
| |
Тема 8. Тайна в имени твоём
|
Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры «Осенняя симфония»
| |
Тема 9. Именная родня
|
Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Лингвистические игры «Давайте поиграем».
| |
Тема 10. Братство глагольное.
|
Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова
| |
Тема 11. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме
|
Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов».
| |
Синтаксис и пунктуация.(29ч.)
| ||
Словосочетание. 2ч.
| ||
Тема 1. Сочетание или словосочетание?
|
Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.
| |
Тема 2. Примыкай, управляй, согласуй…
|
Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием. Согласование различных названий.
| |
Итоговое занятие 1ч.
| ||
Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
|
Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.
| |
Простое предложение. 1 ч.
| ||
Тема 1. Это непростое простое предложение
|
Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.
| |
Главные члены предложения. 2 ч.
| ||
Тема 1. Главнее главного.
|
Подлежащее и способы его выражения. Решение лингвистических примеров и задач.
| |
Тема 2. Действую по-разному.
|
Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?»
| |
Второстепенные члены предложения. 2 ч.
| ||
Тема 1. Определяй и дополняй.
|
Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.
| |
Тема 2. Где? Когда? Куда? Откуда?
|
Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении. Работа с деформированным текстом.
| |
Односоставные предложения. 2 ч.
| ||
Тема 1.Назывные именные.
|
Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.
| |
Тема 2. Личные отличные.
|
Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения
| |
Предложения с однородными членами. 2 ч.
| ||
Тема 1. Тройное доказательство родства.
|
Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.
| |
Тема 2. Соединю родных и разделю
|
Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие»
| |
Предложения с обращениями. 1ч.
| ||
Тема 1. Обратись ко мне красиво!
|
Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.
| |
Предложения с вводными конструкциями. 2 ч.
| ||
Тема 1. Водные или вводные.
|
Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание
| |
Тема 2. Сочетай, конструируй и вставляй.
|
Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..»
| |
Предложения с обособленными членами предложения. 3 ч.
| ||
Тема 1. Обособим мы тебя.
|
Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом
| |
Тема 2. Квадратное обособление.
|
Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения.
| |
Тема 3. Распространённые одиночки.
|
Обособление приложения, распространённого и нераспространённого. Решение кроссвордов.
| |
Прямая и косвенная речь. 2 ч.
| ||
Тема 1. Скажи прямо, не молчи…
|
Строение прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.
| |
Тема 2. Косвенно чужая речь.
|
Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи.
| |
Итоговое занятие 1ч.
| ||
Защита проекта
|
Олимпиада по русскому языку.
|
6. Планируемые результаты.
- Учащиеся получат представление о языке как национальном достоянии и неотъемлемой части мировой культуры,
- приобретут интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- учащиеся получат начальные представления об истории происхождения слов и устойчивых оборотов;
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего портфолио,
- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего портфолио,
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- получат представление о структуре публичного выступления;
- приобретут навыки в умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Список литературы.
1.Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл.-М.: Просвещение, 2012.
2.Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995.
3.Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.
4.Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.
5. Эл.ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ru
6.Российский образовательный портал //www.school.edu.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий