06 ноября 2017

Литература древнерусского государства XI- начала XIII веков. Публикация

Здравствуйте. Предлагаю Вашему вниманию свою работу "Литература древнерусского государства XI- начала XIII веков"
Е. В. Костюкова
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Центросоюза РФ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» КРАСНОДАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ),город Краснодар.
Аннотация
Статья посвящена вопросам об углублении сведения об изменяемости литературных явлений. Многое, что кажется присущем литературе как таково, на самом деле имеет своё начала и свой конец в литературном развитии. В сферу изменяемости литературы оказываются втянутыми такие явления, которые казались неподвижными и «вечными». В статье главное внимание уделено тем сторонам древней русской литературы, которое отличает её от новой. Отличия позволяют выявить индивидуальность древней литературы. Задачи статьи не столько расширить, сколько поставить некоторые вопросы изучения.
Ключевые слова: Древняя Русь, переводная литература, русская летопись.

Древняя Русь в течение IX-X веков из непрочитанного племенного союза превратилась в единое раннефеодальное государство. Принятие христианства в 988 году имело большое значение для развития книжности и литературы древней Руси. В первую очередь государство нуждалось в таких произведениях, которые удовлетворяли бы нужды молодой русской церкви, отражали бы сущность новой идеологии. Поэтому в конце X века на Руси велось интенсивная переводческая деятельность, достигшая расцвета в 30-40-е годы XI века при Ярославе Мудром.

Широкое распространение получают в это время книги Ветхого и Нового заветов. Переводная церковно-историческая литература была представлена византийскими хрониками, из которых наиболее значительными были «Хроника» Иоанна Малалы и «Хроника» Георгия Амартола. Популярностью на Руси пользовалась последняя. Переводные хроники знакомили древнерусского читателя с событиями всемирной истории в их религиозном освещении. Они оказали известное влияние на формирование русской летописи.

Изучая переводную литературу XI-XII веков, нужно обратить внимание на апокрифы, их идейно-художественное своеобразие. Тематически они были связаны с сюжетами книг Ветхого и Нового заветов. Однако различие стороны христианского мировоззрения трактовались в них по-новому, с использованием народных представлений и поэтических элементов фольклора. В апокрифической литературе отразился и протест социальных низов против своих поработителей.

Из новозаветных апокрифов широкое распространение на Руси получил апокриф «Хождение богородицы по мукам». 

Популярнейшим жанром переводной литературы был житийный жанр, возникший в Византии, где в X веке сложился их каноническая схема и художественная схема и художественно-стилистические приемы. Произведения этого жанра повествовали о жизни и деяниях христианских подвижников, прославляли подвиги героев (аскетизм, смирение, нравственное совершенствование и т.п.). Типичным образцом этого жанра, получившим широкое распространение на Руси, явилось «Житие Алексея, человека божья».

Студенту необходимо прочитать следующие произведения XI-XII веков: «Александрия», «Девгенево деяние», «Повесть об Акире Примудром», обращая внимание на принципы изображения центральных героев и особенности стиля. Следует ответить на вопрос, почему эти произведения были популярны на Руси. Студент должен иметь представление о средневековых естественно-научных энциклопедиях – «Шестодневе» и «Физиологе», сборнике афоризмов «Пчела».

Приступая к изучению оригинальной литературе Киевской Руси, необходимо ознакомиться с общественно-политической жизнью древнерусского государства, его культурой. К 40-м годам XI века Киевская Русь достигает наивысшего расцвета в политической, экономической, религиозной и культурной жизни. Ярослав Мудрый, добившись объединения почти всех территорий древнерусского государства, предпринимает решительные шаги для укрепления политической и религиозной независимости Руси от Византии; осуществляет грандиозное церковное строительство в Киеве, способствует развитию древнерусской культуры. Деятельность Ярослава Мудрого получает восторженную оценку современников.

Основные литературные памятники той эпохи: летописи, торжественные слова, поучения, проповеди, житийная литература, исторические и воинские повести. Они выражают идею патриотизма, гордости за родную землю, ее могущество, политическую и религиозную независимость. 

Знакомство с древнерусской литературой XI-XII веков следует начинать с « Повести временных лет». Более двух веков многие поколения ученых занимались изучением вопроса о возникновении и развитии летописания на Руси. В настоящее время, благодаря исследованиям академиков А. А. Шахматова, Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачева и других, мы можем говорить об истории русского летописания. 

Студент должен ознакомиться с работами А.А. Шахматова (Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908; Повесть временных лет. Т.1. Пг., 1916), Д.С. Лихачева (Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947 ), Б.А. Рыбакова (Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М.; Л., 1963). Следует обратить особое внимание на состав, реакции и источники «Повести временных лет », ее хронологические границы и идейную направленность. В «Повести» отразился интерес русского народа к историческому прошлому своей Родины. Идейно-тематическое содержание летописи – ее величие и могущество, общность интересов и целей всей русской земли, глубокий патриотизм, призыв к единению. О чем ни рассказывал летописец: о воинских подвигах русских князей, об их деятельности, направленной на укрепление политической и религиозной независимости Руси, о братоубийственных или о внутрифеодальных войнах, о событиях прошлого или о тех, очевидцем которых он был сам – интересы Родины и высокая патриотическая идея определяли его оценку поступков князей и описываемых событии. Читая произведение, студент должен обратить внимание, что в жанровом отношении русская летопись не является чем-то единым. Ее ансамблевый характер определяется хронологическим принципом изложения, позволяющим летописцу включать в памятник разнородные в жанровом отношении произведения, использовать самые различные художественно-стилистические средства изображения. Прежде всего нужно обратить внимание на роль устного народного творчества в формировании начальной летописи. Летописец широко использует в своем повествовании топонимические легенды и родовые предания, обрядовую поэзию и народные сказания, легенды, пословицы и поговорки. Рассказывая о первых русских князьях, он прибегает к постоянным эпитетам, гиперболам, отрицательным и символическим официальные, имеющие историческое значение для государства. Частная жизнь человека, его быт остаются вне поля зрения древнерусского книжника.

Академик Д.С. Лихачев назвал «Повесть временных лет» «цельной литературно изложенной историей Руси».

Образцом проповеднического стиля является слово (проповедь). Яркий пример торжественного ораторского красноречия Киевской Руси – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Оно направлено на защиту независимости русской церкви и русского государства от Византии. «Слово» отличается четкой композицией. Оно распадается на три части, причем содержание каждой последующей вытекает из содержания предыдущей. Центральная часть произведения содержит похвалу князю Владимиру, заслугу которого Иларион видит в христианизации Русской земли.

Он сознательно идеализирует образ князя, наделяя его всеми христианскими добродетелями, сравнивает русского князя с императором Константином, причисленным к лику святых за аналогичный подвиг- утверждение христианства в Византии. Для ораторского стиля «Слова» характерно обилие разнообразны поэтических образов, метафор, антитез, параллелизмов, сравнений, символики.

Необходимо так же прочитать памятник древней русской литературы «Поучение» Владимира Мономаха, своеобразие которого, в первую очередь, определяется элементами автобиографии: Владимир Мономах был выдающимся деятелем Руси начала XII века. Следует обратить внимание, как отражается личность автора в «Поучении», как тесно переплетаются дидактические, автобиографические, духовные и мирские элементы.

Центральное место в рассуждениях Владимира Мономаха занимает образ князя- идеального правителя и защитника родной земли. Одним из самых популярных жанров русской средневековой литературы был агиографический или житийный жанр, возникший в XI-XII веках в связи с той борьбой, которую вела Киевская Русь, отстаивая свою политическую и религиозную независимость. Поэтому, несмотря на житийный канон, заимствованный у Византии, русская агиография отличалась политической тенденциозностью, активно вмешивалась в политическую борьбу. Изучая житийную литературу, нужно внимательно прочитать анонимное «Сказание о Борисе и Глебе», раскрыть политическую задачу, поставленную в этом произведении – осуждение княжеских братоубийственных войн и утверждение идеи родового старшинства в системе княжеского наследования. Следует обратить внимание на глубокий драматизм и лиричность «Сказания», на то, как автор пытается передать внешний облик своих героев, как с помощью литературного этикета создается образ идеального героя.

Талантливым агиографом выступает и великий писатель Древней Руси Нестор. Ему принадлежат два жития: «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского». «Чтение» значительно отличается от «Сказания». Писатель ставил целью создать произведение, пригодное для церковного прославления русский князей. Этому подчинен основной принцип подбора и освещения материала «Житии» агиограф опускает многие исторические подробности, рассуждая на религиозно-дидактические темы. «Житие Феодосия Печерского» представляет собой живое повествование об одном из основателей Киево-Печерского монастыря. Знакомясь с этим произведением, нужно обратить внимание на своеобразие его сюжета и композиции, на принципы изображения человека в «Житии». 

В стенах Киево-Печерского монастыря создан высокохудожественный памятник –«Киево-Печерский патерик». Его рассказы и новеллы, основанные большей частью на устных преданиях, изобилуют религиозной фантастикой, чудесами и видениями, вместе с тем не лишены правдивого изображения многих сторон монастырского быта и событий политического характера. Пушкина восхищала «прелесть простоты и вымысла » рассказов «Киево-Печерского патерика».

В условиях феодальной раздробленности, когда Киев утратил значение политического центра, патерик напоминал о былой славе и величии Киева, об общерусском значении Киево-Печерского монастыря – символа единства Русской земли. Студент должен познакомиться с рассказами этого произведения, выяснить как оно возникло, определить, в чем правда и вымысел его рассказов.

Образцом паломнической литературы является «Хожение игумена Даниила в Палестину». Читая это произведение, следует отметить, что интересует русского путешественника в чужих краях, с чем он хочет познакомить читателя, как представлена в произведении личность автора.

Серьезное внимание должно быть уделено гениальному памятнику древнерусской литературе - «Слово о полку Игореве». Изучая текст, необходимо уяснить патриотическую идею произведения – призыв русских князей к единению, имеющую в эпоху феодальной раздробленности исключительно важное значение.

Нужно внимательно ознакомиться с историей открытия «Слова» и его опубликования в 1800 году, проследить дальнейшую судьбу произведения, связанную с решением вопроса о времени возникновения «Слова» и его авторстве. Студент может прочитать о дискуссии, развернувшейся в мае 1964 года вокруг «Слова о полку Игореве» на страницах журнала «Вопросы литературы» (1967, №3). Сомнения, высказанные А.Зиминым и некоторыми зарубежными исследователями (А.Мазок, Я.Фрчек и др.)относительно истинности датировки «Слова», предположение о первичности «Задонщины» и ряд других поднятых вопросов вызвали в последние годы много споров. Студенту в качестве дополнительной литературы рекомендуется ознакомиться со сборников статей «Слово о полку Игореве» и памятники «Куликовского цикла». К вопросу о времени написания «Слова» (М., 1966), в котором ученные на основе многолетней работы над «Словом» доказали ошибочность положений А.Зимина.

О походе Игоря на половцев рассказывают также Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Следует отметить разницу в описании событии в летописях и в «Слове о полку Игореве», что поможет понять художественную ценность памятника XII века.

Автор «Слова» несомненно, стоял на передовых позициях, защищал общенародные интересы. Причины военной неудачи Игоря он видит прежде всего в исторической и политической обстановке, сложившейся на Руси. Все произведение пронизано призывом поэта к князьям постоять «за землю Русскую».

Автор «Слова» - истинный патриот. Он взволнованно рассказывает о горестях и страданиях, постигших родную землю в результате поражения Игоря, воссоздает ее былое могущество и вспоминает первых князей, посеявший междоусобицы. Чувство Родины усиливается благодаря неоднократно повторяющемуся рефрену «О русская земля, ты уже за холмом!» Анализируя художественные образы (князей, дружинников, Ярославны), необходимо показать, как проявил себя тот или другой герой в действии, описать его облик, свойственные ему жанровые характерные черты. Определяя жанровые особенности произведения, следует обратить внимание на то, что в нем сочетаются элементы нескольких жанров древнерусской литературы: воинской повести, ораторского произведения и героической песни, а так же на то, какую роль играет в «Слове» русская природа, славянская мифология, устное народное творчество и книжная традиция. В заключение следует указать на традиции «Слова о полку Игореве» в древней русской литературе и литературе XVIII-XX веков.

Список литературы
1. История России. С древнейших времен до конца XVII века. Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М., 1996.

2. М. Н. Тихомиров. Источниковедение истории СССР. Выпуск I. М., 1962.

3. Введение в культурологию. Часть II. Под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995

http://bryansk.ruc.su/upload/upload_bryansk/sbornik_NIR_Brjansk_2014.pdf

2 комментария:

  1. Косарев Андрей Сергеевич, учитель истории27 ноября 2017 г., 10:30

    Очень интересный материал. Статья носит не только просветительский, но и практический характер: данные статьи оказались полезными для урока по истории России.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне приятно, что мои статьи оказались полезными для урока истории.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...