14 ноября 2017

Статья "Воспитание и развитие личности"

Здравствуйте. Поговорим о воспитании? Предлагаю в помощь педагогам свою статью.
Понятие личности, ее развитие и формирование. Человек- величайшее творение природы, результат социокультурной эволюции, он обладает уникальной способностью самопознания и саморазвития. Человек- это самое сложное явление из всех, существующих на Земле. Мы многое знаем о человеке и еще больше не знаем. Существуют понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность.
Индивид (лат. Неделимое, особь) – человек как целостный, не повторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности.
Личность означает человека как субъект отношений и сознательной деятельности, которая характеризует его как члена общества. Индивидуальность состоит в своеобразии психики и личности индивида, ее неповторимости.
Человек и индивид предстает перед нами как биологическое существо со всеми природными особенностями, личность- как биосоциальное образование. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность утверждают.
Развитие личности заключается в процессе количественных и качественных изменений ее свойств. Изменяются психические, социальные и нравственные качества, взгляды и убеждения. Движущей силой этого процесса выступают противоречия между старыми и новыми (желаемыми) качествами, между наличными возможностями ребенка (школьника) и появляющимися у него потребностями.
Наряду с развитием личности рассматривают и ее формирование, под которым понимают процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Научная трактовка основных факторов развития личности. Развитие и формирование личности рассматривается в педагогике с позиции биологических и социальных, где выступают три главных фактора развития человека: наследственность, среда и воспитание. Под наследственностью понимается способность организма сохранять черты своих родителей. Наследуется свойства рода (человека), вида (цвет волос, глаз), задатки мышления и речи, некоторые особенности нервной системы и др. Речь возникает только в социальных условиях. Материальным носителем наследственности являются гены. Именно в генах заложен код будущего человека. Изменение генов передается по наследству. Человек получает определенный биофонд, задатки, возможности для развития.
Под средой следует понимать условия жизни человека и то, что составляет его окружение. Среда- многозначное понятие. В него входят социальные, культурные, экономические факторы, а также условия жизни людей. Учитываться должна роль всякой среды, но приоритет отдается социальной. Она более изменчива и активна, способна оказывать большое влияние на человека. В условиях социальной среды важна роль семьи, которая создает свой микроклимат.
Воспитание рассматривается как ведущий фактор развития личности, который способен корректировать негативные влияния среды или наследственности.
Таким образом, на развитие и формирование личности школьника влияют все три фактора (наследственность, среда, воспитание). Вместе с тем следует учитывать, что врожденные и установленные предрасположения, обозначенные термином <<наследственность>>, развиваются в результате внесенных влияний среду и воспитания. Взаимодействие всех трех факторов может быть оптимальным, тогда развитие будет успешным. Задача педагогов - учитывать влияние всех трех факторов и использовать их в оптимальном варианте.

Роль активности личности в собственном развитии. Рассматривая указанные факторы развития личности, нельзя представлять человека пассивным объектом средовых влияний и воспитательных воздействий субъектов учебно – воспитательного процесса. Здесь велика роль активности самой личности.
Воздействия, влияющие на развитие личности, могут быть внешними (исходящими от среду и субъектов воспитания) и внутренними (зависящими от природных способностей и влечений, чувств и переживаний ученика). Воспитание только тогда будет приносить желаемые результаты, когда оно будет оказывать положительное влияние на внутренние психические процессы воспитанника, стимулирование к работе над собой и будет пробуждать к самовоспитанию.

Возрастные периоды развития личности. Воспитание зависит от возраста ребенка, поскольку с возрастом меняются его биологические и личностные качества. Естественной основой возраста являются этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов. Педагогика и психология подразделяют детский возраст на периоды в зависимости от стадии физического и психологического развития и условий, в которых протекает воспитание. Выделяют следующие возрастные периоды: младенчество (от рождения до одного года); преддошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый среднешкольный возраст (10-15 лет); юность (I период -15-17 лет, II период- 17-21 год). Воспитание и обучение детей каждого периода имеет свою специфику, которую необходимо учитывать в работе с ними. Учителю важно знать обобщенную характеристику младшего, среднего и старшего школьных возрастов, иметь представление об акселерации в развитии и отклонениях в состоянии здоровья школьников. 
В работе над характеристикой возрастных групп можно использовать следующую схему:
а) особенности физического развития (рост, костно-мышечная, сердечнососудистая системы, высшая нервная деятельность, гигиенические требования); 
б) психические процессы и познавательная деятельность (восприятие, внимание, мышление, отношение к учителю, школе); 
в) особенности личности (потребности, интересы, идеалы, черты характера); 
г) педагогические выводы по каждой возрастной группе.

5 комментариев:

  1. Замечательная статья.Я кое-что взяла себе на заметку.
    Сердюкова Анна,родитель

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, когда родители заходят в блог к педагогу. Добро пожаловать, Анна

      Удалить
    2. Приятно слышать, Анна, что статья Вам полезна.

      Удалить
  2. Екатерина Владимировна, интересная статья. Конечно, любому родителю, хочется вырастить-сильную личность. При прочтении статей на эту тему,глядя на жизненные примеры, прихожу к выводу : Чтобы стать сильной личностью, человек должен развить самосознание и саморегуляцию, а эти вещи развиваются только изнутри, посредством личных усилий.Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
    Елена Скоробогатова, родитель

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, поэтому я и разместила эту статью на своем блоге.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...