15 ноября 2017

Изображение «трех миров» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Здравствуйте. Предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока литературы в 10 классе по теме: "Изображение «трех миров» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через замысел автора и систему художественных образов".
Цели урока:
методическая - показать возможности активизации мыслительной деятельности учащихся через организацию их самостоятельной работы на уроке (работа в мини-группах) и использование материалов, наработанных ими;
обучающая — показать замысел писателя посредством системы образов и композиционные особенности произведения;
развивающая — формировать навыки исследовательской деятельности, развивать креативность мышления посредством творческих заданий;
воспитывающая — воспитывать у учащихся понимание, что честь, долг, любовь — основные человеческие ценности.
Оборудование: справочные материалы, мини-плакаты.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский (при анализе художественного текста)
Способы усвоения знанийвосприятие, осознание, фиксация информации, творческое применение знаний при анализе текста.
Горожане сильно изменились – внешне, я говорю,
как и сам город, впрочем. Но меня, конечно,
не столько интересуют автобусы, телефоны – 
сколько более важный вопрос: 
изменились ли эти горожане внутренне?
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита
Ход урока.
1. Слово учителя: 
На предыдущем уроке мы познакомились с жизнью, творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова, сложной судьбой его замечательных произведений, а также узнали историю создания самого популярного его романа «Мастер и Маргарита». Сегодня мы с вами продолжим разговор о романе, и тема урока - «Изображение «трех миров» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через замысел автора и систему художественных образов».
Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал восемь редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора.
М.А.Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддерживала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».
Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967-1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80-90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.
2. Актуализация знаний: 
- Определите жанр романа. (Ответы учащихся.)
(Можно назвать его и бытовым (воспроизведены картины московского быта двадцатых-тридцатых годов), и фантастическим, и философским, и сатирическим, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Роман многожанров и многопланов. Все тесно переплетено, как в жизни). 
-Необычна и композиция романа.  Как бы вы определили композицию романа?
(Это «роман в романе». Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создает впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность).
- Какое время охватывают события романа?
(Действие романа длится всего 4 дня (начинается в среду и в ночь на воскресенье заканчивается, в праздник Пасхи.) Но за этот короткий промежуток времени писатель охватывает события, которые происходят в трёх временных рамках. 
1) Москва 30-х годов (Земной мир). 
2) «Библейский мир». 
3) Вечность (потусторонний мир).
Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, то пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны. 
3. Работа в малых группах:  (учащиеся распределены на три группы.)
Итак, литературоведы находят в романе 3 основных мира: 
Современный московский 
Вечный потусторонний 
Древний ершалаимский 
Перед нами Проблемные вопросы:
- Для чего Булгаков использует такой прием, как воссоздание портрета каждого героя (Иешуа Га-Ноцри, Мастер, Понтий Пилат, Воланд, Маргарита)?
- Какова система прототипов, если рассматривать их эволюции во взаимодействии с другими персонажами. Какова их роль в романе?
Учащиеся работают с поставленными перед ними вопросами, обсуждают, готовят выступление о представителях каждого мира, представленного в романе:
Первый мир – Московский (1 группа)
Второй мир – Вечный потусторонний (2 группа)
Третий мир – Древний ершалаимский (3 группа)

4. Обобщение и выводы по теме:
Центральная проблема романа «Мастер и Маргарита» - это проблема взаимодействия Света и Тьмы, Добра и Зла.
- Почему в мире существует Зло, почему оно часто торжествует над Добром?
- Как победить Тьму и возможно ли это вообще?
- Что есть Свет для человека и что есть Тьма для него?
Эти вопросы волнуют каждого из нас, а для Булгакова они приобрели особую остроту оттого, что вся его жизнь была искалечена, смята торжествовавшей в его время и в его стране тьмой.
Страницы романа М.Булгакова помогают нам выяснить главную идею романа – Человеческую судьбу определяет непрерывный поиск истины. Именно человек ответственен за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей.
- Так какими же средствами писатель пользуется, чтобы донести все это до читателя? (путем раскрытия художественных образов)
- Давайте с вами обратимся к эпиграфу урока и ответ на этот вопрос найдем в тексте романа «Мастер и Маргарита» в главе «Черная магия и ее разоблачение»
[… Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь, это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну легкомысленны… Ну, что ж… И мелосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…] Так Воланд сам и ответил на свой вопрос.

Итог урока:
- Какие впечатления у вас остались о романе, о чем вы рассуждали, думали?
-Зачем все таки Булгакову потребовалось изображать в своем романе «три мира», и можно ли провести параллель между ними?
-Ну и, наконец, является ли сатана представителем Зла в романе? Или же он выступает Справедливым Наблюдателем?
Домашнее задание:
Сравнить Иешуа Га- Норци с евангельским Иисусом Христом.

2 комментария:

  1. Косарев Андрей Сергеевич, учитель истории28 ноября 2017 г. в 20:52

    Очень интересный и полезный материал, показывающий школьникам разницу между злом и добром. Материал актуален в наши дни, когда отсутствуют господствующие нормы поведения и общения.

    ОтветитьУдалить
  2. Андрей Сергеевич, я считаю, что этот материал интересен ещё и их родителям

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...