26 ноября 2017

Классный час «Добро и зло в людях»

Здравствуй, читатель. Предлагаю разработку классного часа «Добро и зло в людях».
Оформление: на доске цитаты:
-Из милосердия Божьего живут на земле пророки и праведники, из милосердия существует добро, тогда, как злое происходит из существа происходящего (Фридрих Горенштейн);
- Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (Лев Толстой);
- Добро существует в природе вещей, зло- в природе человека, который употребляет эти вещи (Пьер Боше);
-Грех не был ниспослан на землю, а сотворен самим человеком (Б. Рассел)
В классе вывешены темы:
1) Критерии добра и зла
-Зло- это вредит жизни и разрушает ее (Альберт Швейцер);
-Чтобы оценить поступок человека, нужно спросить себя: увеличится ли от этого поступка любовь людей друг к другу.
-Только то истинное благо и добро, что благо и добро для всех (Марк Аврелий);
-Единственная честная дорога- это путь ошибок, разочарований и надежд.
Жизнь-есть выявление собственным опытом границ добра и зла (Сергей Довлатов);
2) Добро и зло в людях
-Нет человека без преодоления подлости и нет подлости без преодоления человечности (Фазиль Искандер);
-Душа сама по себе лишена добродетели и пороков. Она инструмент, из-за которого спорят разум и страсть (Восточное изречение);
-Нет человека праведного на земле, который бы делал добро и не грешил бы (Библия Ек.. 7.20);
3) Борьба со злом
-Недостаточно отвращать людей от зла, надо еще поощрять их к добру.
-Труднее всего искоренить то зло, которое принимает вид добра. (Пьер Буаст);
-Ты сам-граница между тьмой и светом. (Ежи Лец);
-На добро отвечают добром. На зло отвечают справедливостью (Конфуций);
-Чем чаще умываем руки, тем грязнее становится душа (Аркадий Давыдович);
-Часто мы боремся с плесенью вместо того, чтобы бороться с сыростью (Михаил Жванецкий)
4) Результаты терпимости к злу
-Великие преступления возникают не оттого, что их совершают, а оттого, что их терпят (Роберт Музиль)
-Кто попустительствует дурным людям, то вредит хорошим (Публий Сир);
-Те, кто умывал руки, умывались своей кровью (Аркадий Давыдович);
-Слишком много умываемых рук. Оттого и столько грязи (Аркадий Давыдович)
Хвалить дурные поступки, значит самому участвовать в них (Демокрит);
-Зло не вне, а внутри нас; и оно пребывает в каждой душе. Мы излечиваемся от него с трудом, потому что не знаем, что больны (Сенека)
Ученикам предлагаются вопросы, дискуссионного характера:
1. Как вы понимаете смысл темы урока? Приведите примеры из своей жизни.
2. Всегда ли добро и зло зависят от самого человека? А в какой мере от обстоятельств?
3. Насколько всесильны добро и зло?
4. Как человеку целесообразней сделать свой выбор между добром и злом?
5. Исчезает ли зло, если станут все добрыми? Сделайте свои выводы.
6. Может ли добрый человек совершить недоброе (злое) дело? Если да, то почему? Когда?
7. А если добрый человек встречается с хамством как выйти из такой ситуации?
8. Может ли в наших условиях выжить абсолютно добрый человек, не способный даже на малейшее зло?
1-й
Добро (зло) характеризует объективное нравственное (безнравственное) качество поступка с точки зрения его полезности, блага (бесполезности, зла) для общества и каждого человека (определение, которое дает этика).
Добродетель и порок, моральное добро и зло- во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества, каждого человека. (Вольтер)
2-й
Всякий живой человек носит в себе семь добродетелей и семь противоположных им смертельных грехов: он высокомерен и робок, обжорлив и воздержен, похотлив и целомудрен, гневен и терпелив; завистлив и милосерден скуп и щедр, ленив и прилежен. И он может извлечь из себя самого равным образом тирана и раба, преступника и святого, Каина и Авеля.
(Мигель де Упамуно, испанский классик)
3-й
Я не знаю, что такое добро.
То что люди ценят во мне, и есть достоинство.
Я не знаю, что такое зло!
То что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки
(Старый китайский афоризм)
4-й
Я часто думая, что значит быть «добрым человеком»
Мне кажется, что добрый человек- это такой человек,который обладает воображением и понимает какого другому,уметь почувствовать,что другой чувствует.
Добрый человек- не тот,кто умеет делать добро,а тот, кто не делает зла (В.О. Ключевский)
5-й
Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела.
Добро- не наука, но- действие.(Ромен Ролан)
6-й
Доброе не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человекам учится.
(Ченгиз Айматов)
7-й
Один только урок нравственности годин для детства и в вышей степени важен для всякого возраста- это не делать никому зла. (Жан-Жак Руссо)
1-й с места. «Я зачитаю вам трактовку слова «ХАМ» из толкового словаря:- это грубый наглый человек. Хамить- вести себя грубо, нагло, по-хамски.
2-й с места Приведу пример из советов психологов:
Как победить хамство?
Надо:
1-иметь свою позицию;
2-проявлять выдержку;
3-быть предельно вежливым;
4-постараться добиться всего
«Нехамскими способами»
Проводиться дискуссия по вопросам выданные в начале урока.
3-й Зачитывает письмо матери в « Учительскую газету»
«Недавно, включив теле во время интервью с молодой матерью, я услышала традиционный вопрос корреспондента и традиционный ответ:
-Каким бы вы хотели вырастить своего ребёнка?
-Прежде всего, добрым и отзывчивым…
Услышала и решила написать в газету. Доброта- понятие сложное и проявляется по-разному. Буду говорить о доброте в узком, так сказать, житейском смысле слова.
Когда мой сын был еще маленьким, я стала учить его щедрости и доброте.
- Дай свою машину поиграть мальчиком.
-Дай девочкам покататься на велосипеде.
Не бес труда мой малыш преодолевал «инстинкт собственности», но преодолевал. А я радовалась и гордилась своим сыном.
Шло время. Сын пошел в школу. И скоро я стала замечать «пролысины» на полках с его книгами. Исчезли «Волшебник Изумрудного Города», «Золотой ключик». Потом том «Детской Энциклопедии». Сиротливо склонилась на бок библиотека научной фантастики. Когда дело дошло до «Всемирной литературы», я не выдержала и запретила сыну давать книги своим приятелям. На время разбазаривание прекратилось, но потом возобновилось снова.
-Зачем ты даёшь книги Олегу, ведь он их не возвращает?- возмутилась я.
-Я не последний жмот,- ответил сын.
Сын рос, а его доброта превращалась в стихийное бедствие.
Приятели брали у него вещи и по долгу не отдавали, а если возвращали- то обноски.
Месяцами «жили» у друзей теннисные ракетки, лыжи, мячи. Однажды исчез магнитофон.
Он у Игорю,- вскользь бросил сын.
Я удивилась: У Игоря, дом битком набит импортной аппаратурой, зачем ему более чем скромный отечественный-к тому же единственный каретник сына? Видимо для «постоянной носки»-на вечеринки, пикники.
Однажды я спросила: « А тебе друзья дают что-нибудь на прокат?»
-Я никогда, ничего, ни у кого не прошу ответил сын.
Приятели сына- дети из порядочных, интеллектуальных семей. Внешне очень милые, воспитанные мальчики. Дружат с сыном чуть не с детского сада. Бывают у нас постоянно, с их родителями мы раскланиваемся при встречи. Иногда, мне приходит в голову мысль подойти и спросить: как они, родители, относятся к чужим вещам которые появляются в их доме?
Не замечают ,не придают значения?
Но подойти не решаюсь и никогда не решусь.
Будь она не ладна, эта доброта…»
Вопросы собеседования:
А доброта ли здесь виновата?
Какие черты характера превалируют у героев письма?
Учитель: Разные бывают люди. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега, зимой жалко. А к какой категории людей вы относитесь сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим?
На эти вопросы вам поможет ответить тест.
1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2) Товарищ рассказывает вам о невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует , даже если это так?
3) Если ваш партнер плохо играет в шахматы или др.игру, будите ли вы ему иногда поддаваться, что бы сделать приятное?
4) Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5) Любите ли вы злые шутки?
6) Вы злопамятны?
7) Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8) Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9) Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10) Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11) Вы охотно выполняете просьбы?
12) Станете ли вы подтрунивать над кем-нибудь, чтобы развеселить окружающих?
А теперь 1 очко за ответы «да» на: 1, 3, 4, 7, 11; нет- 2, 5, 6, 8, 9,10, 12.
Вы набрали больше 8 очков:
Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей.
Предостережения Вам: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми-всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт;
от 4 до 8 очков:
Ну что ваша доброта дела случая. Добры вы далеко не ко всем. Для одних вы готовы пойти на все, но общение с вами более чем не приятно для тех, кто вам нравиться. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
меньше 4 очков:
Общение с вами просто бывает мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Учитель: Доброта- великое чувство человека, наш русский народ, зная, цену этому общественному явлению выразил свою мечту о добре в пословицах и поговорках:
1) Русский народ отрицательно относится к ссорам:
- Слово не стрела, но пуще стрелы разит.
- От одного слова- да на век ссора.
- Ссора до добра не доводит.
-Много бранился, а добра не добился.
2) Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению:
-Всякая ссора красна миром.
-Кстати бранись, а и не кстати мирись.
-С людьми мирись, а с грехами борись.
-Друг познаётся в беде.
-Друг спорит, а враг подталкивает.
- При солнышке тепло, при матери добро!
Заключение:
Оценки и обобщение урока.

2 комментария:

  1. Римский Илья,Ваш бывший студент2 декабря 2017 г., 23:03

    Доброй ночи, Екатерина Владимировна, я думаю,моё стихотворение будет кстати к этому классному часу,которое я посвящаю Вам.
    Мне не страшно правду сказать,
    Всё равно не умел я врать,
    Хоть врать научился уже,
    С правдой легче душе.
    Я Вам верю! Я верю в себя.
    Верю в Бога,в добрые слова!
    Веру свою не продам,
    Я убью в себе стыд и обман,
    А ваше мнение при Вас,
    Вы в меня верили ни раз,
    И только правда всегда одна,
    С правдой Бог оберегает всегда!

    ОтветитьУдалить
  2. Илья, Огромное спасибо за стихотворение.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...