21 ноября 2017

Целостный педагогический процесс

1. Предпосылки целостного педагогического процесса в историческом плане.
2. Педагогические системы.
3. Понятие и сущность педагогического процесса
4. Целостность педагогического процесса и логика его построения

1. История педагогики имеют немало примеров дифференциации и интеграции обучения и воспитания. Однако, начиная с середины XIX в., в трудах видных педагогов появляются обоснованные аргументы объективного единства обучения и воспитания. Эту точку зрения довольно четко выразил немецкий педагог И.Ф. Гербат, который не мыслил обучение без нравственного образования. Его соотечественник А.Дистервег рассматривал обучение как составную часть воспитания.
Более глубоко идея целостности педагогического процесса выражена в трудах великого отечественного педагога К.Д.Ушинского. Школьную деятельность он понимал как единство административного, учебного и воспитательного компонентов. Идеи К.Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерова и особенно П.Ф. Каптерева, который считал, что образовательный курс школы должен обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитание в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.
В новых социально-экономических условиях после революционного периода большой вклад в развитие целостного подхода в учебном процессе внесли Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, С.Т Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко.
Начиная с 1970-xгг. проблема целостности педагогического процесса нашла отражение в трудах Ю.К. Бабанского, В.С Ильина, В.М. Коротова, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачева, Ю.П. Сокольникова и др., которые по-разному рассматривали эту проблему.
Сложность педагогического процесса, ориентированного на всестороннее развитие личности, не находила оптимального решения. В то же время авторы современных
концепций единицы во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить свойства его целостности можно только на основе методологии системного подхода, где педагогические объекты выступают как системы с определенным составом и структурой. Целостность характеризует только системные объекты.
2. Понятие «система» довольно часто употребляется в педагогической литературе, но всегда толкуется однозначно.
Т.А. Ильина считает, что система-это выделенное на основе определенных признаков упорядоченные множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействие со средой как целостное явление.
Педагогическая система есть часть социальной среды. Взаимодействие компонентов педагогической системы важно для принятия управленческих решений в сфере образования. Причины многих ошибок в совершенствовании педагогических систем кроются в локальном подходе к преобразованию элементов. О компонентном составе педагогических систем среди исследователей нет единого мнения.
В системе образования ведущей (системообразующей) подсистемой является общеобразовательная школа. Для эффективного обеспечения педагогических систем, нацеленных на обучение и воспитание, создаются системы подготовки воспитателей – среднее и высшие педагогические заведения (педагогические системы)
С позиции организации и функционирования выделяют следующие системы: в дошкольном воспитании – «детский сад», в системе общеобразовательной подготовки – «школа», варианты педагогических систем могут быть в дополнительном образовании (музыкальная, спортивные школы, станции юных техников и др.).
Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, можно отнести к авторским педагогическим системам.
Во всей системе воспитательных влияний наличность, не умоляя доли семьи, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, решающую роль играет школа. На протяжении одиннадцати лет дети, подростки, юноши и девушки при всех недоработках школы находятся в обстановке образовательно-воспитательных отношений под целенаправленным влиянием квалифицированных специалистов-педагогов. Такая обстановка создает благоприятные возможности для развития природных сил и творческих способностей учащихся. Школьные годы, проведенные со сверстниками и педагогами, оказывают сильное влияние на формирование идеалов, убеждений, нравственных чувств и проявляются в поведении.
В тоже время школа постоянно воздействует на семью через разнообразную работу с родителями.
Гуманистический подход в образовании и воспитании подрастающих поколений ставит задачу максимального использования возможностей общеобразовательной школы, а через нее всей системы образования в стране для формирования всестороннее развитой свободной, творческой личности.
3. Педагогический процесс- это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Педагоги и воспитанники как действующие стороны, как субъекты деятельности являются главными компонентами педагогического процесса. Их деятельность направлена на передачу учащимся всего многообразия накопленного человечеством опыта.
Компонентами педагогического процесса выступают так же содержание образования (опыт, базовая культура),а так же средства применяемые в любой педагогической системы.
Системообразующим фактором педагогического процесса считают его цель в многоуровневом понимании: явно и неявно в деятельности педагогов и воспитанников, а так же средствах (в широком значении этого слова). Педагогическая система организуется ориентацией на цели воспитания и для их осуществления. Она полностью подчиняется целям образования.
Педагогический процесс динамичен. Его движения обусловлено взаимодействием деятельности. Движение и переход педагогического процесса из одного состояния в другое следует рассматривать с позиций его основной единицы – педагогической задачи.
Педагогическая задача должна отражать все существенные признаки педагогического процесса. Педагогические задачи представляют собой задачи социального управления. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, является педагогической задачей. Различают задачи по типу и уровню сложностей. Наименее сложными можно считать оперативные задачи, которые требуют быстрого решения. Комплекс оперативных задач приводит к решению тактических и стратегических (долговременных) задач.
Алгоритм решения педагогических задач сводится к пяти взаимосвязанным этапом.
А) Анализ ситуации и формирования педагогической задачи;
Б) Проектирование наиболее оптимальных вариантов решения задачи с разнообразием методов, средств и форм;
В) Подготовительный этап с учетом обоснованно определенного времени;
Г) Осуществление плана решения задачи на практике, включая организацию взаимодействия, регулирования и корректирования течения педагогического процесса;
Д) Анализ результатов решения.
Универсальной характеристикой педагогического процесса служит педагогическое взаимодействие. В противовес традиционной педагогике с ее субъктно-объктным взаимодействием современная гуманистическая педагогика основывается на субъектно-субъектных отношениях, где происходит изменение всех субъектов обучения и воспитания.
С позиции взаимодействия педагогический процесс может быть представлен в широком круге взаимоотношений: педагогов с воспитанниками, родителями, общественностью, с предметами культуры, воспитанников между собой. От диапазона действительных отношений личности зависит ее духовное богатство.
Различаются следующие виды взаимодействия: педагогические (воспитателей и воспитанников); взаимные (со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (воспитанников с предметами материальной культуры). Воздействия могут быть прямыми и косвенными. При этом следует учитывать воспитании важность взаимодействия с реальным миром, влияние педагогов, родителей воспитателей, а так же обратные ответные реакции воспитанников.
4. Педагогический процесс нацелен на подготовку воспитанников к выполнению социально обусловленных функций, а это возможно при условии функционирования целостного подхода. Гармоничная личность может формироваться только в целостном педагогическом процессе. Целостность – это синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Для целостного педагогического процесса характерна внутреннее единство, составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.
Целостный педагогический процесс не может быть сведен к единству процессов обучения и воспитания, не должен рассматриваться как единство процессов умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического и других видов воспитания. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешения противоречия между целостностью личности ученика и специально организованными влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Целостность педагогического процесса многообразно во взаимоотношениях и взаимосвязях. Её нельзя сводить к одной какой-либо характеристики. В данном случае ограничимся основными аспектами целостности и назовем их: содержательно-целевой, организационно-процессуальный, операционно-технологический и оценочно-результативный. Содержательно-целевой аспект отражает цель и содержание образования (знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру). В организационно-процессуальном аспекте отражено конструирование содержания образования, деловое взаимодействие педагогов и учащихся по поводу содержания образования, овладение учащимися содержания образования путем самообразования. Операционно-технологический аспект отражает внутреннюю целостность включаемых компонентов и направлен на реализацию субъектно- субъктных отношений.
Педагогический процесс имеет внешнюю сторону и допускает множество опосредованных взаимовлияний педагогов и воспитанников (подготовка учащихся к уроку или воспитательному мероприятию, самостоятельная работа учащихся на уроку, работа над домашнем заданием, и др.).
Признанием исходными отношениями педагогического процесса взаимодействий педагог – воспитанник позволяет увидеть внутреннюю сторону этого процесса и приблизиться характеристике его целостности.
Единство обучения и воспитания традиционно понимается как единство преподавания и воспитательной работы, что характеризует целостную педагогическую деятельность.
Во взаимодействием педагогов и воспитанников с наибольшей полнотой выступают организаторский и коммуникативный компоненты. Их роль велика. Необходимо через самовоспитание обеспечить каждому воспитаннику целостную деятельность в учебной и не учебной деятельности, в том числе за пределами школы.
На обеспечение целостности педагогического процесса должно быть направлено комплексное планирование образовательных, воспитательных и развивающих задач; деятельность педагогов нацелена на организацию содержательной в сознательном и нравственном отношении развивающейся жизнедеятельности школьников.
Обеспечение гармоничного соотношения учения, общественно-полезного труда, всех видов творческой деятельности школьников, представленных как реальная жизнь учебно-воспитательного коллектива и направленных на решение задач обучения, воспитания и развития, будет способствовать формированию гармонической целостности личности, ее интеллектуальному, нравственно-эстетическому и физическому развитию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...