13 ноября 2017

"Бородино" - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения


Материал к уроку.
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск.26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М.Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России.
Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов - вся гвардия(19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.
Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, т.к.русские впервые остались непобежденными, ослабило ее наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее…» Ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою высказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет
Литература
Класс
5
Тема урока
 М.Ю.Лермонтов. О поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837)
Историческая основа стихотворения.
Технология
Критического мышления и речи
Цели урока
Обучающие:- познакомиться с детством поэта, исторической 
основой стихотворения;
-сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России;
-познакомить учащихся с содержанием стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино", произведениями русских художников.
 Развивающие:- создать условия для самостоятельной  поисковой деятельности учащихся;
- формировать умение связывать исторические события с их отражением в художественном произведении и других видах искусства;
- развивать ассоциативное мышление, воображение;
- развивать устную речь учащихся, коммуникативные навыки, навыки выразительного чтения.
Воспитательные: -воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России;
 -показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во имя Родины, переданные посредством различных видов искусства;
- способствовать процессу духовного развития;
- формировать умения совместно работать.
Метапредметные:-    формировать ценностное отношения к своему культурному наследию.
Планируемые образовательные результаты
     Предметные: Умение выбирать необходимую информацию.
     Умение выразительно читать лирическое произведение.
    Расширение  теоретико-литературных представлений.
    Понимание  литературы как явления словесного искусства в ряду других видов искусства
     Межпредметные: Понимание  литературы как явления словесного искусства в ряду других видов искусства.
      Умение соотноситьвизуальные и словесные образы.
     Метапредметные: Смысловое чтение.
      Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

     Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

     Личностные: Воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму и разнообразные виды работы.
      Умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
      Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.
Методы
обучения
Эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Виды деятельности  учителя

Пропедевтическая беседа; консультирование по вопросам, возникающим в ходе самостоятельной работы учащихся.


Виды
деятельности  учащихся
Работа по группам: сбор исторических данных и  данных о художниках, их произведениях, словарная работа;  комментарий результатов  групповой работы.
Вид
используемых ИКТ
Презентация
Методическое назначение ИКТ
Усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых.
Повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемые Интернет-ресурсы
http://www.1812panorama.ru - Музей-панорама Бородинская битва
http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchitindex.html/
http://hronos.km.ru/sobyt/borodino.html
Материалы
и оборудование:

       учебник-хрестоматия в 2-х частях «Литература.5 класс» (автор-составитель В.Я. Коровиной);
       презентация в формате «Power Point»;
       словари (Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь     русского языка»)
       репродукции картин русских художников, посвящённых Отечественной войне 1812 года
       карты с заданиями для групп

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
ЭТАПЫ УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1.Организационный момент
2.Просмотр фильма о детстве
М.Ю. Лермонтова и работа по вопросам












3.Пропедевтическая беседа









       4.  Индукция
(проблемный вопрос)




        5. Работа в группах
       


       6.Представление полученных результатов


       7.Чтение стихотворения
      
       8.Эвристическая беседа по вопросам




   
       9.Подведение итогов


     10.Домашнее задание
1.Вводное слово учителя
- Просмотрите фильм о детстве М.Ю.Лермонтова и ответьте на вопросы:
1.Где и когда родился поэт?
2.Где он провел детство?
3.Кем были предки Лермонтова по отцовской линии?
4. Кто воспитывал его с трехлетнего возраста?
5. Почему отец оставил сына?
6. Куда возили Лермонтова в детстве?
7. Чем увлекался поэт?
8.Какие языки знал?
9.Куда привезли Лермонтова в 1827 году?
10.Чему он обучался?

Вы познакомились с детством великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. В 1837 году он написал своё знаменитое стихотворение «Бородино». Я хочу предложить вам сегодня на уроке поработать в группах. Каждая группа получит своё задание. Группа «Историки» должна найти сведения об Отечественной войне 1812 года, «Живописцы» расскажут о произведениях русских художников и их картинах, посвящённых Бородинскому сражению, а лингвисты помогут нам понять язык того времени. 

Почему Бородинское сражение нашло отражение в различных видах искусства?


Консультирование по возникающим вопросам





-Как М.Ю.Лермонтов показывает сражение?
-Что позволяет почувствовать накал битвы?
-Чем отличается это изображение от живописного?

Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата.










Просмотр фильма и ответ на вопросы (составление кластера)





























Распределение на группы и выполнение заданий по картам



       Комментарий полученных результатов





Учащиеся отвечают на вопросы




Ответ на проблемный вопрос


Карта  для группы «Историки»
1.Прочитайте и кратко расскажите о событиях Отечественной войны 1812 года.
2.Кто был главнокомандующим русской и французской армий?
3.Назовите героев Отечественной войны 1812 года.


Карта  для группы «Живописцы»
1.Кто из русских живописцев изображал Бородинское сражение?
2.Опишите некоторые из них.


Карта  для группы «Лингвисты»
Рассмотрите иллюстрации и дайте определение лексическое значение слов.

2 комментария:

  1. Косарев Андрей Сергеевич, учитель истории30 ноября 2017 г. в 10:58

    Спасибо Вам за интересный материал. Желаю творческих успехов!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...