Материал к уроку.
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск.26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М.Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России.
Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов - вся гвардия(19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.
Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, т.к.русские впервые остались непобежденными, ослабило ее наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее…» Ему пришлось признать: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою высказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
В
СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
|
|||
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
|
|||
Предмет
|
Литература
|
||
Класс
|
5
|
||
Тема урока
|
М.Ю.Лермонтов.
О поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения
(1837)
Историческая основа
стихотворения.
|
||
Технология
|
Критического мышления
и речи
|
||
Цели урока
|
Обучающие:- познакомиться с детством поэта, исторической
основой стихотворения;
-сформировать у
учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых
славных вех истории России;
-познакомить учащихся
с содержанием стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино", произведениями
русских художников.
Развивающие:- создать условия для
самостоятельной поисковой деятельности
учащихся;
- формировать умение связывать исторические
события с их отражением в художественном произведении и других видах искусства;
- развивать ассоциативное мышление, воображение;
- развивать устную речь учащихся, коммуникативные
навыки, навыки выразительного чтения.
Воспитательные: -воспитывать
у учащихся уважение к великому прошлому России;
-показать примеры массового героизма,
готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во имя
Родины, переданные посредством различных видов искусства;
- способствовать процессу духовного развития;
- формировать умения совместно работать.
Метапредметные:- формировать
ценностное отношения к своему культурному наследию.
|
||
Планируемые
образовательные результаты
|
♦
Предметные:
Умение выбирать необходимую информацию.
Умение
выразительно читать лирическое произведение.
Расширение
теоретико-литературных представлений.
Понимание литературы как
явления словесного искусства в ряду других видов искусства
♦
Межпредметные: Понимание литературы как
явления словесного искусства в ряду других видов искусства.
Умение
соотноситьвизуальные и словесные образы.
♦
Метапредметные: Смысловое чтение.
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Способность участвовать в речевом
общении, соблюдая нормы речевого этикета.
♦
Личностные:
Воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму и разнообразные
виды работы.
Умение
работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Умение
соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои
действия.
|
||
Методы
обучения
|
Эвристический, исследовательский,
объяснительно-иллюстративный.
|
||
Виды деятельности учителя
|
Пропедевтическая беседа; консультирование по
вопросам, возникающим в ходе самостоятельной работы учащихся.
|
||
Виды
деятельности учащихся
|
Работа по группам: сбор исторических данных и данных о художниках, их произведениях, словарная
работа; комментарий результатов групповой работы.
|
||
Вид
используемых ИКТ
|
Презентация
|
||
Методическое назначение
ИКТ
|
Усилить мотивацию, повысить интерес, расширить
познавательные потребности обучаемых.
Повысить уровень визуализации изучаемого материала.
|
||
Используемые
Интернет-ресурсы
|
http://www.1812panorama.ru
- Музей-панорама Бородинская битва
http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchitindex.html/
http://hronos.km.ru/sobyt/borodino.html
|
||
Материалы
и оборудование:
|
♦ учебник-хрестоматия в 2-х частях «Литература.5 класс»
(автор-составитель В.Я. Коровиной);
♦ презентация в формате «Power Point»;
♦ словари (Даль В.И. «Толковый словарь живого
великорусского языка», Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»)
♦ репродукции картин русских художников, посвящённых
Отечественной войне 1812 года
♦ карты с заданиями для групп
|
||
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
|
|||
ЭТАПЫ УРОКА
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
|
|
1.Организационный момент
2.Просмотр фильма о детстве
М.Ю. Лермонтова и работа по вопросам
3.Пропедевтическая беседа
4. Индукция
(проблемный
вопрос)
5. Работа в группах
6.Представление полученных результатов
7.Чтение стихотворения
8.Эвристическая беседа по вопросам
9.Подведение итогов
10.Домашнее задание
|
1.Вводное слово учителя
- Просмотрите фильм о детстве М.Ю.Лермонтова и ответьте на вопросы:
1.Где и когда родился
поэт?
2.Где он провел
детство?
3.Кем были предки
Лермонтова по отцовской линии?
4. Кто воспитывал его
с трехлетнего возраста?
5. Почему отец
оставил сына?
6. Куда возили
Лермонтова в детстве?
7. Чем увлекался
поэт?
8.Какие языки знал?
9.Куда привезли
Лермонтова в 1827 году?
10.Чему он обучался?
Вы
познакомились с детством великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. В 1837 году
он написал своё знаменитое стихотворение «Бородино». Я хочу предложить вам
сегодня на уроке поработать в группах. Каждая группа получит своё задание.
Группа «Историки» должна найти сведения об Отечественной войне 1812 года,
«Живописцы» расскажут о произведениях русских художников и их картинах,
посвящённых Бородинскому сражению, а лингвисты помогут нам понять язык того
времени.
Почему
Бородинское сражение нашло отражение в различных видах искусства?
Консультирование
по возникающим вопросам
-Как М.Ю.Лермонтов показывает
сражение?
-Что позволяет почувствовать накал
битвы?
-Чем отличается это изображение от
живописного?
Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого
солдата.
|
Просмотр
фильма и ответ на вопросы (составление кластера)
Распределение
на группы и выполнение заданий по картам
Комментарий полученных результатов
Учащиеся
отвечают на вопросы
Ответ на
проблемный вопрос
|
|
Карта для группы «Историки»
|
1.Прочитайте и кратко
расскажите о событиях Отечественной войны 1812 года.
|
2.Кто был главнокомандующим русской
и французской армий?
|
3.Назовите героев Отечественной
войны 1812 года.
|
Карта для группы «Живописцы»
|
1.Кто из русских живописцев
изображал Бородинское сражение?
|
2.Опишите некоторые из них.
|
Карта для группы «Лингвисты»
|
Рассмотрите иллюстрации и дайте
определение лексическое значение слов.
|
Спасибо Вам за интересный материал. Желаю творческих успехов!
ОтветитьУдалитьБуду стараться!
Удалить