11 декабря 2022

Икона

 

Цели: создавая условия для развития наблюдательности, любознательности, формировать умения отличать икону от живописи, сформировать отношение уважения к объектам православного искусства.
Планируемые результаты:
Личностные – готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни; способность характеризовать собственные знания по предмету; познавательный интерес к основам православной культуры.
Метапредметные – устанавливать взаимосвязи между иконой и живописью; строить алгоритм поиска необходимой информации; умения моделировать и решать учебные задачи; планировать, контролировать и корректировать ход учебной задачи.
Формируемые УУД:
Личностные – ценить и принимать духовные ценности;
Регулятивные – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу;
Познавательные – планировать работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе сообщений; уметь передавать содержание в сжатом виде;
Коммуникативные – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; участвовать в работе группы, договариваться с другом.
Оборудование урока: компьютер, презентация; репродукции картин и икон, рабочий лист, картон, карандаши.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Мотивационный этап (2 мин.).
3. Определение темы урока (3 мин.).
4. Изложение нового материала (24 мин.).
5. Физкультминутка (3 мин)
6. Рефлексия (5 мин.).
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.).
- Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Слайд 1)
2. Мотивационный этап (3 мин.).
Учащиеся слушают притчу: «Косились в музее картины на икону и ничего не понимали:
- И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат?
Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем.
Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее.
А она ведь была создана не для того, чтобы на нее смотрели, а чтобы…
Ребята, как вы думаете для чего создана икона?(ответы детей)… перед нею – молились!» (Слайд 2).
Ребята, а у Вас есть ли дома иконы? (ответы детей)
3. Определение темы урока
Перед учащимися на слайде представлены две иконы.
- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? (Икона). (Слайд 3)
- Ответы детей. (Тема нашего урока «Икона»)
4. Изложение нового материала
- Ребята, откуда же появились иконы?
- Ответы детей.
- Ребята, давайте послушаем легенду. В далекие времена, когда Христос ходил по земле и учил людей, царь Авгарь тяжело заболел. Авгарь не смог из-за болезни идти к Христу. Он приказал художнику нарисовать Христа, картину принести. Как художник ни старался, не смог нарисовать Христа. Видя бессилие художника, Христос приложил полотенце к лицу. На полотенце отпечатался его образ. Когда Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился. Этот образ и стал первой иконой. (слайд(4) с иконой «Спас Нерукотворный»)
- Ребята, как называют человека, который пишет иконы?
- Ответы детей. (Иконописец)
Перед учащимися на слайде репродукции иконы и картины (Слайд 5). Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Ребята, что вы видите на слайде? (Слайд 5)
- Ответы детей. (Картину и икону)
- Ребята, а какие картины и каких художников вы знаете?(ответы детей)
- Ребята, давайте с вами начнем с определения слова икона. (На слайдах определения слов икона) (Слайд 6)
«Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан» (Д.Н. Ушаков). «Икона - образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников» (Словарь Даля). (Слайд 6)
- Ребята, какое отличие картины от иконы? (Ответы детей)
-На иконе изображают святых, а на картине художник выражает своё творчество
- В переводе с греческого икона означает «образ, подобие». (Слайд 7). На иконах представлено изображение Бога, святых или эпизод из библейского писания. Писание икон – отрасль религиозной живописи, иконопись.
- Ребята, попробуйте дать свое определение слову икона. (Икона – это изображение святых.)
- Рассмотрим теперь, какие бывают иконы. Некоторые иконы имеют особые названия: аналойная (небольших размеров) (Слайд 8), запрестольная или выносная (выносится на Крестных Ходах) (Слайд 9); местная – это иконы Спасителя и Богородицы (находится в Храме справа и слева от Царских Врат) (Слайд 10); мироточивая (из кот. источалось святое миро) (Слайд 11); надвратная (над входом в храм) (Слайд 12); праздничная (в честь священных событий или Святого, в честь которого совершается праздник служба) (Слайд 13), складная (Слайд 14).
- Итак, ребята, а теперь давайте обратимся к первому заданию рабочего листа и определим названия икон. (Ответы учащихся)
- Молодцы, справились с заданием.
- Ребята, чтобы выполнить второе задание нам надо сравнить икону с картиной. (Слайд 15)
- На иконе, в отличие от картины есть свет, лик и нимб.
- Ребята, вы заметили, что на иконе нет тени? (Ответы детей)
-Как вы думаете почему?
- Свою жизнь святой открыл для Бога. В ней не осталось места для зла. Вот почему ни один предмет на иконе не отбрасывает тень. На картине вы можете увидеть борьбу добра и зла. Икона показывает, каким станет человек в случае победы добра. Свет на иконе главное.
- Ребята, посмотрите на икону внимательно и скажите, попадает ли свет на фигуру святого?
- Ответы учащихся (На иконе свет проходит через лицо и фигуру святого, а не попадает на него).
- Золотой фон иконописцы называют светом. На иконе нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.
- Ребята, из притчи вы узнали для чего пишутся иконы. Для чего?
- Ответы учащихся. (Для того чтобы перед ней молились)
- Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами тому святому, которому на нем изображен. Когда вы беседуете по телефону, ваши слова обращены не к телефону, а к собеседнику. Если молящийся видит на иконе апостола Павла, он не просит помощи у иконы, он молится: «Святой апостол Павел, моли Бога обо мне». На всех иконах святых есть похожие элементы.
- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, пожалуйста, где находится нимб у святого? (Слайд 16)
- Ответы детей. (Вокруг головы)
- Ребята, как вы думаете, что такое нимб?
- Ответы детей.
- Нимб – знак Божией благодати, которым одарена жизнь святого. (У Бога – отца нимб изображен звездчатый; у Бога – сына, Иисуса Христа – крестчатый; у Богоматери и святых обычно – круглые). (Слайд 17)
- Ребята, как вы думаете, что такое лик святого?
- Ответы детей.
- Лик повествует о личности святого. Самое поразительное, что есть в иконе это лица (лики) и глаза. В ликах проступает мудрость и любовь. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали широко раскрытыми. Именно через глаза икона и показывает святость изображенного. Создается впечатление, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас. На иконе используется обратная перспектива, линии не сходятся вдали, а расходятся, и кажется, что не вы смотрите на икону, а икона, как бы, смотрит на вас. (Слайд 18)
Учащиеся заполняют лик и нимб.
- События картины происходят одновременно. На иконе можно увидеть события в разных местах и в разное время. Прошлое, настоящее и будущее на иконе существует одновременно, не подчиняясь представлениям времени и пространства. Поэтому нельзя сказать, что Бог стареет или изменяется: он вечен и вездесущ. (Слайд 18)
Заполняют время в листе.
- Каждый цвет на иконе что-то символизирует. Прочитайте значение цветов в рабочем листе и заполните значение цветов на иконе.
5. Физкультминутка

Зажигают   свечечки  мальчики и девочки,

Поднимаются на цыпочки с поднятой вверх правой рукой,

Ставят пред иконами - с низкими  поклонами.

Не спеша крестятся и кланяются,

И молитвы  тех ребят  к Богу, как стрела, летят!

Смотрят вверх и делают взмах обеими руками.

- Ребята, вам нужна помощь в получении знаний?
- Ответы учащихся. (Да)
- Стук в дверь.
Входит путник. (Слайд 19)
- Мир вам и благодать!
- Я путник.
- На протяжении своей жизни человек путешествует. У каждого свой путь: у одних он дальше, у других ближе. Так и в обучении у всех свой путь. На своем пути путник преодолевает непогоду. Так и в обучении появляются трудности, которые нужно преодолевать. Ученик, как и путник, все претерпевая, получает знания, применяет и помогают ему в этом не только учителя и родители, но и святые, изображенные на иконах.
Далее путник раздает каждой группе учащихся узелки с раздаточным материалом.
- Долог и интересен ваш путь. Пусть вам помогает Бог и мне пора идти.
После этих слов путник уходит.
- Ребята, развяжите узелки и посмотрите, что нам оставил гость.
Учащиеся развязывают узелки, достают раздаточный материал.
- Ребята, что вам оставил путник?
- Ответы учащихся. (Иконы, карточки с текстом о Святом)
- Ребята, посмотрите на иконы, а теперь возьмите кисточки и закрасьте рамки золотистым цветом.
Учащиеся закрашивают рамки икон.
- Ребята, кто изображен на ваших иконах?
- Ответы учащихся. (Учащиеся по желанию рассказывают об иконах).
6. Рефлексия (5 мин). (Слайд 20)
Учащимся предлагается закрасить мишень интересов.

4 комментария:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...