Тема урока: Антонимы
Тип урока: изучение нового материала
Цели: 1) усвоить понятие «антонимы», их роль в речи;
2) выработать умение подбирать антонимы, строить антонимические ряды, показать роль антонимов в речи;
3) воспитывать лингвистическое чутье, уважительное отношение к лексическим запасам языка.
Планируемые результаты:
личностные: формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и взаимоуважения.
метапредметные:
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные: отрабатывать навыки поиска необходимой информации и аргументации выдвинутых положений, закреплять умения находить различные лексические единицы языка;
коммуникативные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности, формулировать собственную позицию и соотносить со своим жизненным опытом.
предметные: научиться различать лексические оттенки антонимов, видеть их стилевую неоднородность, употреблять антонимы в речи, работать со словарем антонимов.
Понятия: лексическое значение слова, лексика, прямое и переносное значение, омонимы, синонимы, антитеза, значение приставки «анти».
Методы обучения: эвристический, проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод поискового обобщения.
Вид используемых ИКТ: презентация.
Методическое назначение ИКТ: развивать интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемые Интернет-ресурсы; http://teen.fio.ru/index.php?c=831 , http://www.slovari.ru/.
Оборудование: мультимедиа (презентация «Антонимы»), словарь антонимов русского языка, Толковый словарь С.И.Ожегова, Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки / сост. А.А.Разумов.
Этап
урока
|
Методы
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Предполагаемые
результаты УУД
|
||||||||||||
1.Постановка
общей дидакти-ческой цели
|
Устная
фронтальная работа,
работа
в парах по карточкам
|
Обеспечить
мотивацию и принятие учащимися цели урока, учебно-познавательной
деятельности, актуализировать опорные знания и умения.
1.Работа
в парах. Повторение основных лексических единиц.
2.Устная
работа. Проверка знания теоретического материала по теме «Лексика»
Восстановите
«слепые предложения».
Слова
одной и той же части речи, одинаковые по ________и_____, но совершенно разные
по________, называются_______. Синонимы – слова,________ по-разному,
но___________по значению.
|
Вспомнить
определения основных лексических понятий
|
Личностные:
формирование границ собственного знания и «незнания»
Регулятивные:
адекватно воспринимать ответы
одноклассников
Познавательные:
осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: адекватно оценивать
речь
|
||||||||||||
2.Предъявле-ние
нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного
восприятия.
|
Словесно-иллюстративный
Эвристический,
метод поискового обобщения
|
1.Слово
учителя.
-
Вы уже знаете многие лексические разряды: многозначные слова, омонимы,
синонимы. Познакомимся еще с одним разрядом слов – антонимами. Попробуйте
сами догадаться, в чем особенность антонимов. Вторая часть слова понятна –
она означает «имя». Узнать значение первой части может помочь география.
2.Беседа.
-
Как называется области Земли, расположенные у полюсов? (Арктика и
Антарктика).
3.
Комментарий
Это
вечно холодные области находятся друг против друга, у противоположных полюсов
Земли.
Название
Арктика произошло от греческого слова арктос- медведица. При чем тут
медведица? Дело в том, что Арктика расположена под созвездием Большая
Медведица. Слово Антарктида означает «напротив Арктики» (анти- против). Часто
в литературе используется такой изобразительный прием, который называется
АНТИТЕЗА. Например, в стихотворении поэта А. Блока используется выразительная
и в то же время понятная стихотворная строка «Черный вечер – Белый снег». Ребята,
часто в устном народном творчестве мы встречаем это средство, приведите
примеры: «не близко, не далеко», «долго ли, коротко ли».
-
Так что же такое антонимы?
4.
Работа с учебником.
Наблюдение
над материалом параграфа.
|
Воспринимают
информацию учителя
Выдвигают
предположения знакомятся с новым понятием, осмысливают
Запоминают
определение нового термина, приводят примеры антонимов.
|
Личностные:
формирование границ собственного знания и «незнания»
Регулятивные:
субъективное открытие лингвистической закономерности
Познавательные:
поиск необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные:
понимать возможность различных позиций
|
||||||||||||
3.Органи-зация
и самоорга-низация учебного материала и создание условий для его осознан-ного
восприятия.
|
Исследовате-льский,
практический, познавательно-рефлексивный
|
Работа
в группах.
Учитель
организует группы, учитывая уровень
мотивированности учащихся.
1.Найдите
в словаре В.И. Даля «Русские пословицы и поговорки» пословицы, построенные на
приёме антитезы. (Возможные варианты: «Делу время -потехе час»; «Тише едешь
-дальше будешь»).
2.Найдите
третье лишнее слово. По какому основанию оно лишнее?
ü
Бросать,
кидать, ловить
ü
Шалун,
тихоня, озорник
ü
Луна,
месяц, солнце
ü
Алфавит,
азбука, графика
ü
Лексика,
словарь, синонимы
ü
Громадный,
гигантский, маленький
ü
Храбрость,
трусость, мужество
3. Подберите к словам антонимы, составьте
словосочетания.
Восточный,
длинный, находка, прямой, брать, мало, острый, тот, зимой, вчера, друг,
близко.
4.
Найдите продолжение пословиц. Запишите
2-3. Расставьте знаки препинания. Подчеркните антонимы.
Физминутка. Игра «Подберите к словам антонимы»
(по
ходу игры учитель называет слова, учащиеся
каждого ряда стоя поочередно называют антонимы, остальные
при правильном ответе хлопают в ладоши, топают).
|
Консультанты
получают алгоритм и критерии выполнения самостоятельной работы
Проводят
выборочную работу, тренируют логическое мышление, внимание, быстроту реакции,
пополняют словарный запас.
Развивают
речь, формируют навыки пунктуационной грамотности.
Снимают
физическое и эмоциональное напряжения
|
Личностные:
формирование аналитического и логического мышления
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
структурирование знаний
Коммуникативные:
умение приходить к общему решению в процессе деятельности.
|
||||||||||||
4.Организа-ция
обратной связи, конт-
роль
за усвоением содержа-
ния
учебного материала и самокон-троль.
|
Самоконтроль,
взаимоконтроль с использованием эталонных ответов
|
Подведение
итогов работы в группах.
Выявить
качество и уровень овладения знаниями
Работа
учителя с консультантами от каждой группы.
Коррекция,
объяснение типичных ошибок, отработка сложных вопросов посредством дополнительных практических заданий со всем
классом.
Оценивание.
|
Консультанты
представляют учителю выполненные задания,
учащиеся
слушают комментарий, корректируют свои работы, отрабатывают умения
|
Личностные:
формирование позитивной оценки познавательной деятельности
Регулятивные:
адекватно воспринимать оценку учителя
Познавательные:
решение общей учебной задачи
Коммуникативные:
позитивная оценка деятельности одноклассников
|
||||||||||||
5.Подготовка
учащихся к работе вне школы
|
Контроль
познавательной рефлексии
Словесный,
практический
|
Подведение
итогов работы в группах.
Выявить
качество и уровень овладения знаниями
Работа
учителя с консультантами от каждой группы.
Коррекция,
объяснение типичных ошибок, отработка сложных вопросов посредством дополнительных практических заданий со всем
классом.
Оценивание.
Рефлексия
урока
Сегодня
я узнал(а)…
Я
задумался(ась), о том...
У
меня получилось…
Было
интересно…
Я
научился(ась)…
Домашнее
задание.
Повторить
теоретический материал урока по учебнику.
1
вариант. Выписать из любого источника информации (словари, Интернет и др.)
пословицы и поговорки, построенные по принципу антитезы разных тематических
групп ( например: « Труд», «Учение»,
«Природа»).
2
вариант. Проиллюстрируйте одну из
пословиц, построенную по принципу антонимии.
|
Самоанализ
Получают
установку на выполнение домашнего задания, записывают
|
Личностные:
Формирование
адекватной позитивной оценки, самоуважения и самопонимания
Регулятивные
Планирование
своих действий в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
структурирование знаний
Коммуникативные:
умение задавать вопросы, прогнозировать ход выполнения домашнего задания.
|
Карточки
для работы в группах.
1 группа
|
2 группа
|
3 группа
|
4 группа
|
||||||||||||
1.Найдите
в словаре В.И. Даля «Русские пословицы и поговорки» пословицы, построенные на
приёме антитезы. (Возможные варианты: «Делу время -потехе час»; «Тише едешь
-дальше будешь»).
|
2.Найдите
третье лишнее слово. По какому основанию оно лишнее?
-Бросать,
кидать, ловить
-Шалун,
тихоня, озорник
-Луна,
месяц, солнце
-Алфавит,
азбука, графика
-Лексика,
словарь, синонимы
-Громадный,
гигантский, маленький
-Храбрость,
трусость, мужество
|
1
Подберите к словам антонимы, составьте словосочетания.
Мало,
острый, тот, зимой, вчера, друг, близко, восточный, длинный, находка, прямой,
брать.
|
4. Найдите продолжение пословиц.
Запишите 2-3. Расставьте знаки
препинания. Подчеркните антонимы.
|
Карточка – рефлексия
Сегодня я
узнал(а)…
Я задумался(ась),
о том...
У меня
получилось…
Было интересно…
Я научился(ась)…
|
Сегодня я
узнал(а)…
Я задумался(ась),
о том...
У меня
получилось…
Было интересно…
Я научился(ась)…
|
Сегодня я
узнал(а)…
Я задумался(ась),
о том...
У меня
получилось…
Было интересно…
Я научился(ась)…
|
Замечательный урок!
ОтветитьУдалитьСтараюсь,чтобы моим ученикам было интересно.
Удалить