23 декабря 2017

Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон

Здравствуйте. Предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока ОПК по теме: "Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон." 
Тема урока: "Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон".
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. Образовательная: формировать знания о христианском понимании нравственного качества «бескорыстие»; о христианском понимании способностей и талантов человека как дара Божьего.
- вырабатывать культуру дискуссии и умение делать выводы.
2. Развивающая: развивать аналитические и вербальные способности.
3. Воспитательная: формировать личность, способную совершать добрые, бескорыстные поступки.
В области формирования УУД:
- познавательные : умение выделять существенную информацию из различных источников;
- регулятивные: понимать цель выполняемых действий;
- коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Основные понятия: талант, дар Божий, бескорыстие, безмездные целители, совесть.
Планируемые результаты: 
Личностные: сформировать понятия бескорыстия, доброты, любви к ближнему. 
Предметные: усвоить знания о безмездных целителях, совершенствовать представление о понятии «совесть». 
Метапредметные: 
- приобретать навыки извлечения существенной информации из различных источников;
- совершенствовать первоначальные навыки постановки учебной задачи;
- участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока.
- работать в парах.
Оборудование: Шаблоны для творческой работы.
Словарь, карточки с текстом, рабочий лист.
Для опыта: 2 графина с водой, тарелка, стаканчики, пипетка, горох.
Отличительные знаки для разделения детей на группы,
Презентация, аудиозапись «Звуки моря».

Ход урока. 

- Здравствуйте, ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками (конверты с шаблонами). Давайте посмотрим, что в них.
Дети делятся на 2 группы (по 8 человек), открывают конверты и выполняют задание. (Аппликация).
1. Актуализация знаний
Формирование понятия «талант»
-Ребята, скажите, пожалуйста, каким даром должен обладать человек, создающий то, что может нравится всем? (Талантом).
-Подумайте и ответьте на вопрос:"Откуда у человека талант?" (Дар Божий).
-Запишите на свои рабочие листочки дар Божий
-Как вы думаете, где он скрыт, можно ли его увидеть? (В делах человека, в его поступках).
2.Выявление места и причин затруднения.
Постановка проблемы
-Могли бы вы назвать имена святых, которые обладали талантом, особым божьим даром? (Ребята затрудняются ответить).
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Узнать имена этих святых мучеников, об их житие).
- Ребята посмотрите на доску, на ней тема урока:
Святые врачеватели Косма и Дамиан.
Всемилостивый целитель Пантелеймон.(Запись на рабочий лист)
-Ребята, внимательно посмотрите на тему урока. Объясните, пожалуйста, значение слова «врачеватель», «целитель». (Они были врачами, лечили людей). Слайд 1.
Работа в парах.
На ваших столах карточки с рассказом о святых врачевателях Косме и Дамиане. Прочитайте текст, а затем ответите на мои вопросы.
Святые братья Косма и Дамиан родились в Риме в III веке. Они были врачами и лечили больных людей молитвами. За лечение они никогда не брали денег, за что их прозвали «безмездными целителями». 
Будучи оклеветаны завистниками, они были вызваны в Рим к императору Карину, который потребовал от них отречения от христианства и приношения жертвы языческим богам. На что Косма и Дамиан ответили отказом. Когда император приказал предать братьев мучениям, они воззвали к Богу, и Господь откликнулся на их просьбу: тут же разгневанный император повернул свою голову, и повернул таким образом, что обратно голова уже не могла стать на место. Тогда святые помолись, и император получил исцеление. Будучи вразумлен таким чудом об истинности веры Христовой, он попросил прощения у святых братьев, уверовал во Христа и отпустил их с миром.
Когда целители вернулись в родное селение, они продолжали своё богоугодное дело, и не забывали людей врачеванием душевным и телесным. Но однажды враг рода человеческого вселился в их учителя, также врача, который стал завидовать их благополучию и славе — он заманил их в горы, и убил. Поныне святые братья Косма и Дамиан являются покровителями православных врачей, а также верными наши помощниками в получении исцеления от душевных и телесных недугов.
-Как прозвали Косму и Дамиана? (безмездными целителями)
- За что их так прозвали?
- Как звали императора, которого вылечили Косма и Дамиан?
- Найдите в словаре (проговаривание в устной речи) и запишите в своих листочках значение слова «безмездные» (бескорыстные, не получающие плату). Слайд 2.
- Православная церковь отмечает память святых безмездных целителей Космы и Дамиана 1 июля. (Запись на листочках).
- В истории православия было немало людей, которые за свою профессиональную деятельность не брали платы. Это подвиг. Как еще называют таких людей. (Бессребреники). 
5. Физкультминутка.
Ребята, чтобы продолжить разговор, нам надо немного отдохнуть. Встаньте. Мы пойдём на море. Неторопливым шагом мы выходим из школы (ходьба на месте), и заходим в воду и начинаем плыть. Ложимся на спину, расслабляемся, закрываем глаза. Прислушиваемся к звукам моря. (Включить аудиозапись звука моря). Пока дети расслабляются, учитель раскладывает на столах карточки с текстом для самостоятельного чтения.
Самостоятельное чтение с пометками.
Ребята, перед вами текст. Во время чтения делайте на полях пометки простым карандашом: 
+ все понял;
- не понял;
? возник вопрос.
Святой великомученик и целитель Пантелеимон.
Пантелеимон в переводе с греческого означает «всемилостивый». Так в Никомидии, одной из областей Греции, в самом конце III века прозвали молодого юношу-врача. Он был из богатой семьи. Мальчик рано проявил талант врача и, повзрослев, стал помогать людям. Он бесплатно лечил нуждающихся, посещал тюрьмы, раздавая там продукты и лекарства. Когда он окрестился, то смог лечить не только лекарствами, но и молитвой, а такая способность даётся только самым достойным людям. Ему удавалось возвращать людям зрение, слух, излечивать другие тяжёлые болезни, многие из которых не только в то время, но и теперь считаются неизлечимыми.
В 305 году в возрасте 26-ти лет за исповедание христианской веры он был схвачен язычниками. Его подвергли жестоким пыткам, чтобы он отказался от своих убеждений. Но юноша выстоял, сохранив в святости свою веру. За это он был обезглавлен.
- Ребята, все ли вам было понятно? Какие возникли вопросы?
- Скажите, как звали святого, о котором вы читали рассказ?
- Что означает его имя?
- Скажите, пожалуйста, где жил Пантелеимон?
- Каким талантом был он одарен?
- Из какой Пантелеймон был семьи?
- Кого он лечил? Чем?
- Какую плату он брал за исцеление?
Слайд 3.
- Посмотрите внимательно на икону, что он держит в руках? (коробочку с лекарствами и мерную ложечку).
- Что это символизирует?
- До сих пор православные молятся Святому Пантелеимону об избавлении от болезней. Его иконы есть во всех православных храмах.
- Мы с вами говорим о людях, которые совершали добрые дела.
- Что в самом человеке подсказывает ему добрый выбор и предостерегает от злого? (Совесть).
Практическая работа по формированию понятия «совести»
Оборудование: 2 графина с водой, тарелка, стаканчики, пипетка, горох. Графины с водой символизируют совесть.
- Ребята, скажите, пожалуйста, приходилось ли вам в жизни совершать добрые поступки?
-Что вы чувствовали, сделав доброе дело? (Дети выходят по желанию, называют добрые поступки и пипеткой капают в один графин воду)
- Случалось ли вам совершать плохие поступки?
- Что вы при этом чувствовали? (Дети по желанию выходят, бросают горошину в графин и называют плохие поступки)
- Итак, ребята, совесть может быть чистой и грязной.
- Мы все рождаемся с чистой совестью, но в течение жизни совершаем какие -то поступки загрязняющие нашу совесть.
- А теперь я попрошу выйти ко мне трех желающих. (Учитель наливает воду из двух графинов в 2 стаканчика и просит детей попить водички. При этом дети выбирают воду из чистого графина).
- Ребята, почему вы выбрали воду именно из этого графина? (Потому что общаться с человеком, у которого чистая совесть - приятнее).
- Как вы думаете, если постоянно пить вот такую «грязную» воду, что может произойти с человеком? (Заболеет).
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы очистить воду в графине? (Профильтровать).
- А что надо сделать, чтобы очистить свою советь? (Попросить прощения у тех людей, которых ты обидел).
- Как вы думаете, кому чаще всего приходится пить вот такую грязную воду? (Нашим близким).
- Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы они пили только чистую водичку? (Нужно стараться совершать добрые поступки).
- Итак, ребята, найдите в словаре и запишите на листочек толкование слова «совесть»
- Ребята, совершая добрые, хорошие поступки ждали ли вы вознаграждения, похвалы?
-А если человек ждет за свой поступок похвалы или вознаграждения, можем ли мы назвать его добрым?
-Итак, ребята, совершать добро можно только по велению сердца, не ожидая награды.
6. Рефлексия.
- Ребята, сегодня у нас состоялся серьезный разговор.
- Давайте вспомним, имена святых, о которых вы сегодня узнали.
- Каким Божьим даром они были наделены?
- Какие добрые дела они совершали?
- Почему их называют бессребреники?
- О чем вам захотелось сегодня рассказать дома?
7. Домашнее задание:
Рисунок «Мой бескорыстный поступок».
8. Итоги урока. 
Приложение
Рабочий лист 
1) Откуда у человека талант? Божий дар. 
2) Тема урока: «Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон». 
3) Безмездными - бескорыстные, не получающие плату. 
4) Православная церковь отмечает память святых безмездных целителей Космы и Дамиана 1 июня. 
5) Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом

2 комментария:

  1. Косарев Андрей Сергеевич24 декабря 2017 г., 20:39

    Красивый урок!

    ОтветитьУдалить
  2. Жаль, что в наши школьные годы не было предмета ОПК и таких добрых уроков!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...