Литературные памятники XVI-XVII веков отражают основное политическое событие эпохи - становление единого многонационального русского государства с центральной властью Московского царя, в своей борьбе против крупного боярства на служилое дворянство. Процесс государственной централизации Руси имел большое значение. В годы правления Ивана IV укрепляется международный авторитет России, расширяются ее связи с Западной Европой. Острая классовая борьба, развернувшаяся в Русском государстве в XVI веке, определила и особенности литературы этого времени: она имеет по преимуществу публицистический характер и отражает идеологические позиции борющихся сторон.
Выдающимся публицистом XVIвека был Иван Пересветов; приехавший на Русь из Литвы и принявший активное участие в идеологической борьбе, Будучи идеологом служилого дворянства. Пересветов в своих произведениях доказывал необходимость самодержавной власти. Студенту необходимо раскрыть взгляды и программу государственных преобразований Ивана Пересветова, используя его «Сказание о царе Константине и Магмете-Салтане», обращая в то же время внимание на художественную форму публицистики автора.
В середине XVI века возникает ряд объемных историко-культурным памятников сводного характера: «Великие Четьи-Минеи», «Степенная книга», «Стоглав» и «Домосторой», получивших название обобщающих. Они возвеличивали и закрепляли московские политические и церковные традиции.
Взятие Иваном Грозным в 1552 году Казани было политическим событием, нашедшим отражение в «Истории о Казанском царстве», или «Казанском летописце». Автор рассказывает о могуществе и величии Московского государства и его царя Ивана IV, объясняет, что взятие Казани было необходимо для укрепления русского государства. Политические взгляды автора близки взглядам передовых дворянских публицистов XVI века (Иван Пересветов). «История о Казанском царстве» представляет ценность не только своим содержанием, но и художественными достоинствами. При чтении студенту следует обратить на это внимание. Повествование отличается эмоциональностью, полнотой раскрытия психологического состояния человека; ощущается влияние устного народного творчества, интерес к которому в XVI веке усиливается
Внимательного изучения требует переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, начавшаяся в 1563 году. В ней наиболее резко выразилось столкновение двух враждебных идеологий: княжеско-боярской (в лице Курбского) и идеологии самодержавной власти (в лице Грозного). Раскрывая идейные позиции враждующих сторон, нужно обратить внимание на различие стилистической манеры писем Курбского и Грозного. Андрей Курбский пишет в соответствии с правилами риторики и книжного литературного стиля. Послания же Грозного свидетельствуют о разрушении канона и старой книжной традиции. Стремясь выразить чувства, которые владеют его душой, Грозный прибегает к просторечию и даже бранным словам.
XVII век характеризовался, с одной стороны, укреплением товарно-денежных отношений, появлением мануфактур, развитием ремесел в городе и деревне, а с другой, еще большей эксплуатацией крестьян, разорением посада, что вызвало целый ряд городских и крестьянских восстаний. Впервые в эту эпоху, получившую название «смутное время», в качестве влиятельной силы выступило крестьянство. События внутри страны усугубились польско-шведской интервенцией. Захватчики были изгнаны из Русского государства в результате могучего патриотического подъема народа.
События «смуты» отразились в литературе той поры, проникнутой высоким патриотизмом, вызванным борьбой Руси с внешними врагами. Студент должен познакомиться со следующими памятниками начала XVIIвека: «Повестью о Михаиле Скопине-Шуйском», «Сказанием» Авраамия Палицына, «Летописной книгой», приписываемой Катыреву-Ростовскому. Основная идея этих произведений – решающая роль народа в истории своей страны, ответственность всех и каждого за судьбу Родины.
При анализе данных произведений важно отметить традиции и новаторство в изображении исторических событий. Объяснения развития исторического процесса божественным изволением уже не устраивает авторов XVII века, они уже не могут не говорить о народе, о его участии в национально-освободительной борьбе. А это, в свою очередь, определяет повышенный интерес к человеческой личности, приводит к изменению принципов изображения человека в литературе XVII века. Впервые в истории древнерусской литературы авторы стремятся показать внутренние противоречия характера и объяснить их причины. «Летописная книга» стремится к значительной объективности в описании характеров действующих лиц. Автор отмечает не только положительные, но и отрицательные черты ряда исторических деятелей. Произведение отходит от традиции одностороннего изображения человеку. Студенту следует показать, как сочетаются традиции и новаторство в изображении исторических событий и человеческой личности на материале «Сказания» Авраамия Палицина и «Летописной книги», приписываемой Катыреву-Ростовскому.
В литературе XVII века усиливаются светские элементы, постепенно вытесняющие религиозно-церковные. Появляются новые образы : бедного дворянина, ловкого и оборотистого человека, купца, крестьянского сына и т.д. Литература демократизируется, в нее в значительно большей мере, чем в XVI веке, получает доступ народная поэзия. Литература XVII века представлена разнообразными жанрами: повестями, житиями, силлабическими виршами, драматургией и др. Некоторая эволюция происходит в житийной литературе. В этом отношении показательны «Житие Юлиании Лазаревской» и «Житие протопопа Аввакума». Первое напоминает скорее повесть или своеобразную семейную хронику, второе-произведение автобиографического жанра. Изучая «Житие Юлиании Лазаревской», следует обратить внимание на отличие этого произведения от канонических житий. Героиня живет не в монастыре, а в миру и всю жизнь проводит в труде. Жизнь Юлиании Лазаревской, описанная ее сыном, дворянином Осоргиным, изображена на широком бытовом и историческом фоне XVI-начала XVIIвека. Автор рисует привлекательный образ энергичной умной женщины. Основываясь на примере ее жизни, автор подчеркивает, что достичь «спасения» можно и в миру («не спасут нас ризы черные, не спасут нас ризы белые»). Здесь житийный жанр переходит в бытовую повесть.
Значительным памятником древнерусской литературы второй половины XVII является «Житие» протопопа Аввакума. Вождь старообрядчества, протопоп Аввакум был талантливым писателем. Выходец из социальных низов, он оценивал явления современной действительности с демократических позиций. Это привлекло к его сочинениям внимание народных масс. «Житие» совмещает некоторые традиционные элементы агиографического стиля с биографическим повествованием. Изучая произведение, надо основное внимание уделить личности Аввакума, новаторству автора в области языка и стиля. А.М. Горький отмечал: «Язык, а также стиль писем протопопа Аввакума и «Жития» его остается непревзойденным образом пламенной страстной речи бойца».
Существенные изменения в XVII веке претерпевают и традиционный для древнерусской литературы жанр исторической повести. Студенты должны ознакомиться с «Повестью об Азовском осадном сидении донских казаков», в которой отразился протест казачества против московских бояр и дворян и одновременно высокое патриотическое чувство по отношению к Московскому государству. Из повестей об Азове наиболее известны «историческая» повесть о взятии Азова (1637 г.), «поэтическая» повесть об Азовском осадном сидении (1641 г.) и «сказочная» повесть об Азове, объединившая оба эти сюжета. «Историческая» и «поэтическая» повести содержат фактический материал.
Наиболее художественной оказалась «поэтическая повесть» об Азовском сидении. Это -агитационно- пропагандистское произведение, цель которого- вызвать сочувствие к героям-казакам и убедить в необходимости присоединения Азова к Московскому государству. Возвеличения родной земли и прославление ее защитников- таков идейный смысл повести. Анализируя ее стиль, следует отметить, что наряду с традиционными приемами древнерусской исторической повести, здесь широко использовались элементы фольклора: постоянные эпитеты («поле чистое», волки серые»), олицетворения (прощание казаков с «тихим Доном Ивановичем») и т.д. Можно при анализе «поэтической» повести провести идейную и художественную параллель со «Словом о полку Игореве» и повестями о Мамаевом побоище.
Студенту нужно ознакомиться с повестями второй половины XVII века и прежде всего с бытовыми повестями, где наиболее ярко отразились изменения, происшествие в сознании человека, в его частной жизни. Наиболее интересные из бытовых повестей: «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове».
Знакомясь с "Повестью о Горе-Злочастии", нужно обратить внимание на столкновение старозаветных моральных норм, проповедуемых старшим поколением, с тягой к личной свободе, свойственному молодому поколению XVII века. Конфликт отцов и детей обусловлен историческими условиями русской жизни. В образе доброго молодца автор воплотил черты молодого поколения, которого стало усваивать новые понятия о ценности человеческой личности. Однако позиция нового героя слаба, неустойчива, он еще не уверен в себе. И это определило его неудачу. Автор правдиво передает психологическое состояние молодого человека. Необходимо остановиться на анализе этого образа, раскрыть черты характера главного героя (стремление к самостоятельной жизни, деловитость, доверчивость и т.д.). Олицетворением враждебной силы является образ Горя-Злочастия, близкий к народной поэзии. В повести намечена и тема социальной несправедливости (картина жизни "босых", "нагих"). С произведениями фольклора повесть роднит ритмический склад речи, отдельные поэтические формулы, постоянные эпитеты, поэтические сравнения. Особое внимание следует обратить на язык произведения и на характер народного стиха. К упомянутой повести идейно и тематически примыкает "Повесть о Савве Грудцыне", основу сюжета которой составляет рассказ о жизни купеческого сына Саввы Грудцына, представленный на широком историческом фоне. В повести упоминаются подлинно исторические лица (царь Михаил Федорович, боярин Стрешнев, боярин Шеин). Но предметом изображения в ней являются не исторические события, а жизнь молодого купеческого сына. При обрисовке жизненного уклада купеческой семьи проявляются элементы бытового реализма. Анализируя образ Саввы, необходимо подчеркнуть, что ему присущи типические черты молодого человека нового времени. Автор стремится раскрыть характер Саввы, указать на сложность сюжета, композиции, обилие действующих лиц, каждое их которых представляет собой законченный образ. Изучая повесть, нужно объяснить идейно-художественную функцию образа беса, показать сочетание традиционных книжных приемов и новаторских принципов изображения человеческого характера.
В "Повести о Фроле Скобееве" и "Повести о Карпе Сутулове" сказалось стремление к реалистическому (с элементами юмора и сатиры) изображению быта.
Автор повести о Фроле Скобееве создал индивидуализированные образы своих героев. Характер действующего лица раскрывается в его поступках, действиях, во взаимноотношениях в окружающими. Наряду с ловкостью, сметливостью и предприимчивостью небогатому дворянину Фролу Скобееву свойственны наглость и лицемерие. Автор (выразитель настроений демократических слоев общества) сочувственно относится к своему герою, который в силу личных качеств добивается видного положения в обществе. В повести значительное место занимает юмор. Надо обратить внимание на элементы новизны в стиле и языке бытовых повестей второй половины XVII в.Часто элементы живой речи сочетаются (в "Повести о Фроле Скобееве") с элементами канцелярского стиля, книжными оборотами, иностранными словами.
Сатирическое изображение действительности можно найти в "Повести о Карпе Сутулове". В смешное положение поставлены служители церкви, что свидетельствует о падении в XVII веке церковного престижа.
В становление реализма заметную роль сыграла сатирическая литература. Лучшие сатирические произведения второй половины XVII века- "Шемякин суд" и "Повесть о Ерше Ершовиче", разобрачающее судебные порядки. Сатира о Шемякином суде отражает факты из истории борьбы посадских людей с воеводами и подьячими, которые судили "за посулы". В описании образов и житейских отношений в повести много общего с народной сказкой. Рассматривая "Повесть о Ерше Ершовиче", следует отметить общественно-политический характер этой сатиры, вскрывающей социальную несправедливость и порядки в судебной практике XVII века.
Из многочисленных сатир, обличающих духовенство, наиболее интересны и показательны "Калязинская челобитная" и "Повесть о куре и лисице". Анализируя сатиру XVII века, надо уяснить ее социальную направленность (протест против засилия богатых, несправедливости судей, пороков духовенства и т.д.), понять, какие художественные средства используются, каковы особенности языка и стиля. Чувствуется, что церковная риторика все более уступает место живому разговорному языку, а для стилистической манеры сатиры XVII века характерна ирония.
Важным историко-литературным явлением на Руси XVII века было развитие стихотворства. Этот вид словесного творчества ранее почти не разрабатывался. В поэзии, как и в драматургии, утверждается силлабическая система стихосложения. Ярким представителем ее явился талантливый стихотворец и драматург XVII век Симеон Полоцкий. В его лирике выделяются вирши панегирического и сатирического характера. В сатирических виршах "Купецтво", "Монах" и других он делает попытку обрисовать бытовую сторону жизни и сближается с сатирическими произведениями XVII века. Последователями Симеона Полоцкого были Сильвестр Медведев и Карион Истомин.
Ко второй половине XVII века относится и возникновение русской драматургии. Необходимо познакомиться с зарождением светского театра при Алексее Михайловиче и с драматургическими особенностями "школьной драмы". Близкими к ней были пьесы Симеона Полоцкого. Они дали первые образцы оригинальной русской драматургии. Следует прочитать особенно интересную в идейном и литературном отношении "Комедию притчи о блудном сыне", обратить внимание на своеобразие конфликта и способы его воплощения. Литература конца XVII века готовила почву для литературы XVIII века.
Список литературы
1. История России. С древнейших времен до конца XVII века. Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М., 1996.
2. М. Н. Тихомиров. Источниковедение истории СССР. Выпуск I. М., 1962.
3. Введение в культурологию. Часть II. Под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995
Комментариев нет:
Отправить комментарий