04 ноября 2017

Классный час «Наркотики - мифы и реальность»


Здравствуй, читатель. Предлагаю разработку классного часа «Наркотики - мифы и реальность»
Пояснительная записка
Классный руководитель должен уделять большое внимание в работе с ребятами по формированию у школьников умения противостоять и бороться с вредными привычками.
Но для того, чтобы бороться с вредными привычками учеников, необходимо в первую очередь сформировать у них отрицательное к ним отношение. С этой целью необходимо организовать в классе серьезную профилактическую работу через систему внеурочных мероприятий.

Внеурочные мероприятия должны быть направлены на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредных привычек.
Для эффективности внеурочной работы в этом направлении можно использовать следующие формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
- встречи со специалистами;
- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
- тематические викторины, устные журналы;
- создание антирекламных роликов по проблеме;
- выставки рисунков, плакатов, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
- нравственные кураторские часы.
Предлагаемую методику проведения тематических классных часов следует рассматривать как часть мероприятий, проводимых в школе.

Цели: формирование отрицательного отношения к наркотикам, обучение учеников пониманию и осознанию влияния наркотиков на будущее человека, привлечение внимания учеников к проблеме наркомании в современном обществе, формирование активного противодействия употреблению наркотиков, познакомить учеников с официальным интернет-сайтом ФСКН России, ее ресурсами, научить пользоваться ими при необходимости.
Задачи мероприятия:
1.         сформировать у учеников представление о наркомании как о заболевании;
2.         создать условия для предупреждения первого употребления наркотиков, для формирования навыков противостояния жизненным трудностям и влиянию, оказываемому со стороны других людей;
3.         способствовать воспитанию у учеников личностной устойчивости к наркогенному соблазну, пропаганда здорового образа жизни;
4.         способствовать формированию мотивации здорового образа жизни.
Форма проведения: обмен мнениями.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фильм «Мечта» упражнения из психологического практикума, ромашки (по числу учащихся), выпущенные учащимися, рисунки по теме: « Наркотикам—НЕТ»
Этапы мероприятия:
I. Вступительная часть.
1. Организационный момент.  Определение темы (видеофрагмент)
2.  Целеполагание. Проблемные вопросы
II. Основная часть
1. Проблема наркомании в современном обществе.
2. Причины употребления наркотиков.
3. Что должен знать каждый из нас о наркотиках? (Мифы и реальность)
4. Жизненные трагедии.
5. Элементы психологического практикума.
    Упражнение «Отказ»
III. Заключительная часть.
IV. Рефлексия.  Игра «Да здравствует жизнь!»
Планируемые результаты:
1. Ученики узнают о проблеме наркомании в современном обществе,
2. Анализируют причины употребления наркотиков и их последствия под руководством классного руководителя.
3. Ученики узнают об интернет-сайте ФСКН России.
Методы, используемые в мероприятии: проблемно-ситуативный, словесные, наглядные.
Сценарий классного часа
I. Вступительная часть.
1. Организационный момент. Определение темы (предъявление ситуации).
Кл.рук.: Здравствуйте. Сегодня мы будем говорить об актуальной проблеме человечества. Я предлагаю вашему вниманию фильм, посмотрев который мы сформулируем тему нашей встречи сегодня.
(Фильм о наркомании, её последствия на организм человека. В ходе просмотра предлагаю ученикам сформулировать тему классного часа).
2. Целеполагание. Проблемные вопросы.
Кл.рук.: О чём будет наш разговор сегодня? А зачем это нам нужно, ведь мы с вами абсолютно здоровые люди?
Как данная проблема может повлиять на будущее каждого из нас, на будущее России?
(Ученики высказывают свои мнения по данным вопросам)
Кл.рук. наркотики делятся на две основные группы – химические и растительные по происхождению. Они оказывают прямое воздействие на головной мозг и нервную систему в целом, и приводят к ранней смерти.
В нашей стране к наркотикам относятся (примеры):
Опий, морфин, героин;
Кокаин, эфедрон, и др., которые действуют на психику человека;
Гашиш, анаша, марихуана, ЛСД и др., которые вызывают галлюцинации, т.е. человек видит то, чего на самом деле нет;
Экстази – приводит к сильнейшему возбуждению, за которым следует полная потеря сил;
Токсические вещества:
Разные растворители, лаки, краски.
Снотворные лекарства.
Лекарства, вызывающие галлюцинации.
Алкоголь и табак
Как же говорят люди, страдающие этой болезнью? Многие и хотели бы бросить, но им это очень тяжело сделать. Большинство жалеют о том, что когда-то впервые попробовали наркотик. И сегодня мы с вами выясним по каким причинам страдает и сам наркоман, и его семья.
II. Основная часть.
1. Проблема наркомании в современном обществе.
Кл.рук.: В настоящее время наркомания приобрела поистине угрожающий размах. В течение последних 6 лет распространённость наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз. Ситуация усугубляется тем, что если раньше речь шла о природных наркотиках, то сегодня прогресс дал человечеству синтетические препараты, одноразового введения которых в организм достаточно для того, чтобы жизнь человека навсегда превратилась в ад. Но если вы однажды столкнётесь с подобным выбором, вам необходимо знать не только об иллюзиях, которые предположительно дают наркотики, но и представлять ту грязь, пошлость и самоунижение, с которыми рано или поздно можно столкнуться.
Определений этому явлению существует много. Предложенные варианты рассматривают данную проблему с точки зрения медицины, социологии, физиологии и психологии.
 (Предлагаю ученикам рассмотреть определения и объяснить то, которое, наиболее точно отражает сущность понятия наркомании).
1. Наркомания – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств.
2. Наркомания – вид отклоняющегося поведения личности.
3. Наркомания – болезненное пристрастие к наркотикам, связанное с развитием психической и физиологической зависимости от этих веществ.
Как видите, все предложенные варианты являются правильными.
2. Причины употребления наркотиков.
Кл.рук.: Проблема потребления наркотиков  существует на протяжении сотен лет во всех цивилизованных странах. Но, сегодня общественность говорит о том, что эта проблема приняла масштабы эпидемии. Как вы считаете, почему молодые, красивые, талантливые люди начинают употреблять наркотики? ( Предлагаю ученикам назвать возможные причины и мотивы, побуждающие молодёжь употреблять наркотики.)
Действительно, по данным статистики ваши сверстники ответили так же.
 (Использую таблицу наиболее распространённых мотивов употребления наркотических средств для формирования у учеников способности анализировать материал и высказывать свою точку зрения.)
подражание другим
25.3%
«от скуки»
3.1%
«чтобы друзья не считали меня мокрой курицей»
13.3%
желание забыться
9.6%
психическая травма
2.3%
незнание тяжёлых последствий
1.3%
назначение наркотиков в качестве средств лечения
7.5%
чтобы придать себе смелость и уверенность
8.4%
чтобы легче общаться с другими людьми
10.1%
желание испытать чувство эйфории, кайфа
68.3%
3. Что должен знать каждый из нас о наркотиках? (Мифы и реальность)
Кл.рук.: Существует много мифов о наркотиках, способах и последствиях их употребления. (Предлагаю ученикам обсудить данный вопрос).
Миф 1. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.
Реальность. Отказаться можно только один раз – первый. Даже однократное употребление наркотика приводит к зависимости.
Миф 2.Наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия.
Реальность. Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции, как и при выкуривании первой сигареты. Появляется тошнота, рвота, головокружение и т.д. Более того, эйфория от  3-4 доз быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать ещё один день.
Миф 3. Наркотики бывают «лёгкими» и «тяжёлыми». Травка – «лёгкий» наркотик, не вызывающий привыкания.
Реальность. Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.
Миф 4. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения.
Реальность. Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных, создаваемых  произведения искусства под «кайфом».
Миф 5. Наркоманами становятся только слабые и безвольные.
Реальность. Зависимость от наркотиков – это заболевание, и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли.
Миф 6. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.
Реальность. Любой способ употребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ – на более сильные. Это закон для всех без исключения.
4. Жизненные трагедии.
( Предлагаю ученикам прослушать истории из жизни и высказаться по ситуациям.)
Кл.рук.: Предлагаю вам обсудить историю из жизни.
«Что делать, если любишь человека с такой судьбой? Как почувствовать его мир изнутри? Как с ним жить? Единственный путь помочь наркоману – пройти путь вместе с ними».
Девушка, которой принадлежат эти слова, вот уже 7 лет живёт с мужем-наркоманом, и сама регулярно употребляет наркотики.
В жизни каждого человека есть выбор. Как вы считаете, правильный вывод сделала она? (ученики высказывают свои мнения, приводя аргументы)
Кл.рук.: Если рассуждать таким образом, как рассуждает наша героиня, то получается следующее: единственный путь помочь инвалиду – тоже стать инвалидом. Подобные формулы – попытка оправдать собственное бессилие. Есть ли другой путь? – Да, конечно же есть! Попробуем найти их вместе.
Если ваш близкий друг (подруга) употребляет наркотики, и вы об этом узнали. Как быть?
Предполагаемые ответы учеников:
перестану с ним общаться;
буду продолжать общаться;
расскажу своим родителям;
расскажу его родителям;
анонимно проконсультируюсь у нарколога, а потом решу, что делать     дальше;
посоветуюсь с друзьями;
постараюсь помочь измениться.
Кл.рук.: Но ещё более страшно, более трагично, когда человек становится наркоманом не по своей воле. Обратимся к письму из редакции.
(Предлагаю ученикам прослушать и обсудить ситуацию).
Ещё один волшебный момент. Крик новорождённого. Счастливая мама, рядом малыш. Проходит несколько часов. Весь медперсонал борется за жизнь крохи. Новорождённый кричит, корчится в конвульсиях. Что только не предпринимают врачи, медсёстры. Дрожь всё время сотрясает маленькое тельце, оно то сворачивается в клубочек, то вытягивается в струну. С ребёнком происходит  что-то непонятное. Признаки сильного отравления. – Мамочка, какие лекарства вы принимали? Крохе становится всё хуже и хуже. Врачи паникуют…- Вы наркоманка? Молодая мама плачет и молчит.
Ребёнок появился на свет наркоманом. Таким сделала его мать, которая уже полтора года принимала наркотики. Часть новой дозы с кровью поступала в организм ребёнка. После рождения физиологическая связь оборвалась, наркотик перестал поступать, у новорождённого началась ломка. Страшно видеть ломку взрослого человека, ещё страшнее, когда она крутит и раздирает крошечное тельце беспомощного младенца. Окончательно избавить организм ребёнка от этой зависимости врачам удалось, но только через несколько месяцев. Вырастет ли он здоровым, полноценным человеком? – Этого не знает никто!
Кл.рук.: Каждый из нас когда-нибудь становится перед выбором. К сожалению, для этой мамы легкомысленное отношение к своему ребёнку омрачило счастье материнства. Она не смогла сказать «Нет!» своим желаниям. Часто и мы попадаем в такие ситуации, когда нам неудобно отказать другу, человеку, которому мы симпатизируем, когда мы хотим, чтобы человек был рядом.
   Кл.рук.: Давайте с вами обсудим ещё одно письмо.
   «Здравствуйте! Я, бывшая наркоманка, «сидела на героине» около двух лет… А началось все с такого легкого наркотика, как марихуана… Когда после первой пробы я начала курить «план», через некоторое время мне захотелось большего и, естественно, я перешла на героин. Есть такое выражение – «героин умеет ждать», очень верное высказывание. Но если просто покурить плана, то ваша встреча с ним случится на много быстрее. «Это же не наркотик!» - кричат тинейджеры, которых манит «запретный плод» и которые еще, слава Богу, не увидели обратной стороны монеты и, дай Бог,  не увидят никогда всей этой дряни, к которой приводит марихуана. Может быть, марихуану и можно было бы назвать «легким наркотиком», хотя бы потому, что от нее не наступает очень сильной физической зависимости. Да поймите же Вы! После года курения марихуаны, более чем 50 % из Вас захотят чего-нибудь покрепче! Марихуана – это прямая и самая короткая дорога к таким наркотикам, как героин или кокаин… А попробовав хоть раз эти наркотики, мало кто останавливался. Но это уже совсем другая история».
5. Элементы психологического практикума.
Упражнение «Отказ»
Существуют психологические упражнения для решительного отказа. Мы можем использовать 3 варианта отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. Убедительнее звучит уверенный отказ, агрессивный - может пробудить ответную агрессию, неуверенный - демонстрирует ваше сомнение. Значит вас можно переубедить. Отказываясь, проявите такт, уважение и уверенность.
Кл.рук.: Я уверена, что вы сделаете правильный выбор, вовремя сказав «Нет!»
Развитие наркомании
Европейское общество познакомилось с привезенными с Востока наркотиками (гашиш, опиум) в начале 19 в. Они стали популярны не только как болеутоляющие лекарства, но и как средства «расширения сознания». Первоначально наркомания развивалась только в богемных кругах. После опиумных войн 1839–1860 европейцы заставили правительство Китайской империи легализовать торговлю опиумом, который англичане привозили из Индии. Поскольку ранее в Китае наркотики почти не были известны и отсутствовала культура их потребления, то наркомания буквально захлестнула эту бедную страну. Китайские мигранты завезли опиумокурение в Америку. Таким образом, к началу 20 в. наркомания стала известна уже во многих странах мира, но широко распространена лишь в некоторых социальных слоях (преступники, богемная элита, бывшие военные). После запрета легальной торговли наркотиками круг их потребителей в основном ограничивался «социальным дном».
Перелом произошел в 1960-е, когда «молодежная революция» в атмосфере «общества всеобщего благосостояния» втянула в потребление наркотиков сначала молодежь, а затем и средние слои Америки и Западной Европы. За несколько лет масштабы наркомании в развитых странах выросли в несколько раз. Устойчивая тенденция увеличения наркомании действовала в странах «золотого миллиарда» до 1990-х, когда эпидемия СПИДа и рост популярности здорового образа жизни несколько уменьшили привлекательность наркотиков. Обострение социально-экономических проблем в странах «третьего мира» привело к росту наркопотребления во второй половине 20 в. и в этих государствах. К концу 20 в. наркоманию стали называть одной из глобальных проблем современности.
Наркобизнес.
Поскольку борьбу с наркоманией пытались вести путем традиционных запретов, сформировался обширный нелегальный наркорынок. Наркобизнес стал самым высокоприбыльным видом мафиозного предпринимательства, каким он остается и по сей день, обеспечивая примерно половину доходов международной организованной преступности.
 III. Заключительная часть. Знакомство с официальным интернет-сайтом ФСКН России антинаркотической направленности.
Официальный сайте Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (www.fskn.gov.ru).
IV. Рефлексия.  Игра «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!»
Кл.рук.: Сегодня мы с вами обозначили одну из актуальных проблем нашего общества. Мы говорили о проблеме наркомании в современном мире, о причинах и мотивах употребления наркотиков, учились говорить решительное «Нет!». Помните!  Здоровье каждого из нас - в наших руках. Мне бы хотелось, чтобы каждый день вы начинали с девиза: «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ». Я предлагаю создать символическое поле для здоровых людей. Для этого мы будем использовать ромашки, которые издревне являются на Руси символом любви, солнца, тепла и семейного счастья. А это и есть ценности здоровых людей.  На ромашках вы видите слова « Я не буду употреблять наркотики, так как…»  Закончите предложения и приклейте ромашки на наше поле.
Предполагаемые ответы:  …я люблю свою семью.
            … я хочу, чтобы мои близкие были счастливы.
            … я понимаю, что это не принесёт мне счастья.
(Раздаю участникам ромашки со словами « Я не буду употреблять наркотики, так как…». предлагаю каждому закончить фразу и наклеить свою ромашку на ранее заготовленное поле.).
Кл.рук.: Мне было приятно работать с вами. Я хочу, чтобы все ваши мечты сбылись. Для этого просто нужно быть здоровым и любить жизнь!

Литература:
Н.И. Дереклеева/ Справочник классного руководителя.5-9 классы.- М.: ВАКО, 2010.205-206 с.
http://www.openeyes.ru
 Видеоролики к классному часу

ЖИЗНЬ БЕЗ НАРКОТИКОВ


РЕКЛАМА, КОТОРУЮ НЕ ПОКАЖУТ ПО ТВ


2 комментария:

  1. Екатерина Владимировна, добрый вечер. Разработка вашего классного часа "Добро и зло в людях" помогла моему ребенку осознать,что в нашей жизни встречаются не все люди добрые,что многие надевают маски.Мы всей семьей читали и внимательно анализировали каждую цитату.
    Вот только я заметила здесь,что есть еще одна разработка классного часа "Мифы о наркотиках". На мой взгляд,если бы эти видео ролики показывали бы по телевизору,то меньше было бы наркоманов...
    Сердюкова Анна,родитель.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...